Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 380922-7 "О внесении изменения в статью 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации" (далее - проект федерального закона) разработан в целях сокращения дорожно-транспортных происшествий в Российской Федерации.
Президент Российской Федерации на расширенном заседании коллегии Министерства внутренних дел Российской Федерации 09 марта 2017 года указал на необходимость последовательного сокращения количества дорожно-транспортных происшествий и смертности на дорогах.
Проектом федерального закона предлагается предусмотреть в части первой статьи 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) положение о конфискации автомобиля или другого механического транспортного средства, принадлежащего на праве собственности осужденному за совершение с применением данного транспортного средства (далее также - транспортное средство) преступления, предусмотренного статьей 264.1 УК РФ.
Статьей 264.1 УК РФ установлена уголовная ответственность за управление автомобилем, трамваем либо другим механическим транспортным средством лицом, находящимся в состоянии опьянения, подвергнутым административному наказанию за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за невыполнение законного требования уполномоченного должностного лица о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения либо имеющим судимость за совершение преступления, предусмотренного частями второй, четвертой или шестой статьи 264 УК РФ (нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств) либо статьей 264.1 УК РФ.
Пунктом "г" части первой статьи 104.1 УК РФ предусмотрена конфискация орудий, оборудования или иных средств совершения преступления, принадлежащих обвиняемому. При этом в УК РФ и Уголовно-процессуальном кодексе Российской Федерации отсутствуют положения о конфискации непосредственно транспортных средств, указанных в статье 264.1 УК РФ.
Поскольку вопрос о конфискации транспортных средств, предусмотренных статьей 264.1 УК РФ, в федеральном законодательстве не урегулирован, он разрешается в судебном порядке. Суды общей юрисдикции принимают судебные решения о конфискации таких транспортных средств либо об отказе в их конфискации.
Судебная практика судов общей юрисдикции по указанному вопросу формируется с учетом правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации.
В обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2001 года по уголовным делам, утвержденном постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 26 декабря 2001 года, сделан вывод о том, что орудиями преступления признаются все предметы, которые использовались преступником для достижения общественно опасной цели, независимо от основного назначения предмета.
С учетом этого суды общей юрисдикции до последнего времени рассматривали транспортные средства, указанные в статье 264.1 УК РФ, в качестве средства совершения преступления, предусмотренного статьей 264.1 УК РФ, и принимали решения о конфискации данных средств в соответствии с пунктом "г" части первой статьи 104.1 УК РФ (к примеру, апелляционное постановление Мокроусовского районного суда Курганской области от 17 марта 2016 года по делу N 10-9/2016).
С мая 2016 года судебная практика Верховного Суда Российской Федерации изменилась.
Согласно пункту 30 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 09 декабря 2008 года N 25 "О судебной практике по делам о преступлениях, связанных с нарушением правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также с их неправомерным завладением без цели хищения" (в редакции постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 мая 2016 года N 22) для целей применения пункта "г" части первой статьи 104.1 УК РФ транспортное средство не может быть признано орудием, оборудованием или иным средством совершения преступления, предусмотренного статьями 264 и 264.1 УК РФ.
С этого времени при решении судами общей юрисдикции вопроса о конфискации транспортных средств, указанных в статье 264.1 УК РФ, пункт "г" части первой статьи 104.1 УК РФ не применяется.
Таким образом, при совершении преступления, предусмотренного статьей 264.1 УК РФ, транспортное средство, принадлежащее осужденному, не конфискуется, поэтому возникают риски дальнейшего нарушения им Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23 октября 1993 года N 1090, осуществления опасного вождения и использования транспортного средства в состоянии опьянения.
С учетом этого представляется необходимым осуществлять конфискацию транспортного средства, с применением которого совершается преступление, предусмотренное статьей 264.1 УК РФ.
Данная позиция подтверждается состоянием дорожно-транспортной аварийности в Российской Федерации.
В федеральной целевой программе "Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 03 октября 2013 года N 864, отмечается, что:
ежегодно в Российской Федерации в результате дорожно-транспортных происшествий погибают или получают ранения свыше 275 000 человек. На дорогах за последние девять лет погибло 9 852 ребенка в возрасте до 16 лет, травмировано 209 223 ребенка. Демографический ущерб от дорожно-транспортных происшествий и их последствий за 2004 - 2011 годы составил 571 407 человек;
каждое тринадцатое дорожно-транспортное происшествие с участием легковых автомобилей совершается водителями в состоянии опьянения.
За период 2015 - 2016 годов в Российской Федерации по статье 264.1 УК РФ было осуждено более 94 000 человек, управлявших транспортными средствами в состоянии опьянения, из которых 77 600 человекам в качестве уголовного наказания назначены обязательные работы, а 6 300 человекам штраф. Таким образом, осужденные по статье 264.1 УК РФ имеют фактическую возможность вновь управлять транспортными средствами, принадлежащими им на праве собственности, в состоянии опьянения.
На территории Архангельской области за период 2015 - 2017 годов выявлен 2 041 случай повторного управления водителями транспортными средствами в состоянии опьянения (в 2015 году - 393 случая, в 2016 году - 1 045 случаев, за 8 месяцев 2017 года - 603 случая). При этом 221 человек совершил преступление, предусмотренное статьей 264.1 УК РФ, два и более раза, в том числе 36 человек осуждены за совершение данного преступления три раза, четыре человека - четыре раза, три человека - пять раз, один человек - шесть раз.
Принятие проекта федерального закона будет способствовать предупреждению повторного совершения преступлений, предусмотренных статьей 264.1 УК РФ, и, как следствие, сокращению числа дорожно-транспортных происшествий в Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменения в статью 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации" не потребует увеличения расходов федерального бюджета.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменения в статью 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменения в статью 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации" потребует внесения изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.