Досье на проект федерального закона
Представленный проект федерального закона рассмотрен в Верховном Суде Российской Федерации в соответствии с частью 1 статьи 8 Федерального закона от 13 июня 1996 г. N 4-ФЗ "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Имеется в виду "Федеральный закон от 13 июня 1996 г. N 64-ФЗ"
Законопроектом предлагается часть 1 статьи 104.1 УК РФ дополнить пунктом "д", в котором предусмотреть, что принадлежащий осуждённому автомобиль или другое механическое транспортное средство подлежит конфискации за совершение с применением данного транспортного средства преступления, предусмотренного статьёй 264.1 УК РФ.
По существу законопроекта необходимо отметить следующее.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в постановление от 7 марта 2017 года N 5-П "По делу о проверке конституционности пункта 1 части третьей статьи 81 и статьи 401.6 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами гражданина А.Е. Певзнера", конфискация принадлежащего обвиняемому на праве собственности имущества, например орудий и иных средств совершения преступления, представляет собой - в контексте действующего уголовного законодательства - публично-правовую санкцию, структурно обособленную от наказания; являясь мерой уголовно-правового характера, конфискация выражается в возложении на осуждённого обязанности претерпеть дополнительные (по отношению к наказанию) правоограничения уголовно-превентивного свойства. При этом Конституционный Суд Российской Федерации в очередной раз подчеркнул, что федеральный законодатель, вводя такое ограничение права собственности, обязан соблюдать основанные на общеправовых принципах конституционные критерии справедливости и соразмерности (пропорциональности).
За нарушение правил дорожного движения лицом, подвергнутым административному наказанию, санкция статьи 264.1 УК РФ (состав преступления формальный) в качестве альтернативных видов основного наказания предусматривает либо штраф, либо обязательные работы, либо принудительные работы, либо лишение свободы (на срок до двух лет). При этом согласно санкции статьи любой из указанных видов наказания должен применяться с обязательным дополнительным наказанием в виде лишения права занимать определённые должности или заниматься определённой деятельностью (на срок до трёх лет), а именно с лишением права заниматься деятельностью по управлению транспортными средствами.
В случае если указанное лицо совершает деяние, предусмотренное частями 2, 4 или 6 статьи 264 УК РФ, то содеянное представляет собой совокупность преступлений, предусмотренных соответствующей частью статьи 264 и статьёй 264.1 УК РФ.
Учитывая изложенное, следует отметить, что решение вопроса о введении конфискации транспортного средства, принадлежащего на праве собственности лицу, осуждённому по статье 264.1 УК РФ, требует веских обоснований, в том числе данных о недостаточности действующих санкций. Также необходимо подтверждение того, что применение дополнительно к наказанию меры уголовно-правового характера в виде конфискации транспортного средства будет соразмерно общественной опасности деяния.
|
В.А. Давыдов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.