Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 381484-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи" и Федеральный закон "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи"
Досье на проект федерального закона
Законопроект направлен на установление государственной социальной помощи гражданам, которые воспитывают детей в условиях неполной семьи, то есть являются единственными родителями (одинокими матерями или одинокими отцами) и воспитывают ребенка (детей) в возрасте от трех до восемнадцати лет.
Согласно предоставленным Федеральной службой государственной статистики данным Всероссийской переписи населения 2010 года и переписи населения в Крымском федеральном округе 2014 года, в России насчитывалось 5 742 017 единственных родителей, из них: 5 087 048 одиноких матерей с детьми и 654 969 одиноких отцов с детьми. В начале 2017 года Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка озвучил новую статистику: около 6 млн. неполных семей, в том числе 5 млн. матерей-одиночек и 1 млн. отцов-одиночек.
В настоящее время статья 7 Федерального закона от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон) предусматривает, что получателями государственной социальной помощи могут быть малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, которые по независящим от них причинам имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации. Вместе с тем, субъекты Российской Федерации редко оказывают социальную помощь иным категориям граждан, прямо не указанным в Федеральном законе.
Нынешняя экономическая обстановка в стране значительно расширила круг лиц, среднедушевой доход которых ощутимо снизился. Причем, снизился уровень дохода, исчисляемый не только в денежном выражении (в соответствии с установленным прожиточным минимумом), но и реальный, указывающий, что можно приобрести при таком доходе. Особенно остро снижение дохода сказывается на одиноких родителях.
Поэтому для оказания родителям-одиночкам адресной социальной помощи, представляется целесообразным предусмотреть в законодательстве, что единственный родитель (одинокая мать или одинокий отец), среднедушевой доход которого не более чем на двадцать процентов превышает прожиточный минимум, воспитывающий ребенка (детей) в возрасте от трех до восемнадцати лет, имеет право на государственную социальную помощь в виде денежных выплат и натуральной помощи.
Соответствующие изменения действующего законодательства позволят охватить социальной помощью большее число одиноких родителей. Необходимо учитывать, что с 1 января 2018 года уже оказывается государственная поддержка семьям с детьми в возрасте до 1,5 лет в виде ежемесячной выплаты из средств материнского капитала в размере около 10 тыс. руб. Предполагается, что указанный возраст детей для получения родителями средств из материнского капитала будет увеличен до трех лет.
Полагаем, что принятие законопроекта будет способствовать реализации положения, закрепленного в части 1 статьи 38 Конституции Российской Федерации, обязывающего государство защищать семью, материнство и детство.
В законопроект также внесены изменения в соответствии с заключением Правительства Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи" и Федеральный закон "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи" и Федеральный закон "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств государственного бюджета.
Согласно данным Всероссийской переписи населения 2010 года и переписи населения в Крымском федеральном округе 2014 года, в России насчитывается 5 742 017 единственных родителей, из них: 5 087 048 одиноких матерей с детьми и 654 969 одиноких отцов с детьми.
Исходя из данных открытых исследований, около 32 процентов неполных семей являются бедными, что составляет около 1 837 445 семей.
Необходимо учесть, что число единственных родителей постоянно меняется в силу подвижности социально-экономической ситуации в стране.
Ниже приведена таблица с расчетами ежегодных затрат из бюджета в зависимости от суммы социальной помощи:
Число семей |
Сумма социальной помощи, руб. |
Сумма затрат из бюджета, руб. |
1 837 445 |
5 000 |
9 187 225 000 |
1 837 445 |
6 000 |
11 024 670 000 |
1 837 445 |
7 000 |
12 862115 000 |
1 837 445 |
8 000 |
14 699 560 000 |
1 837 445 |
9 000 |
16 537 005 000 |
1 837 445 |
10 000 |
18 374 450 000 |
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи" и Федеральный закон "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи" и Федеральный закон "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" не потребует принятия, приостановления либо признания утратившими силу федеральных законов или иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной социальной помощи" и Федеральный закон "О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи" потребует внесения изменений в постановление Правительства РФ от 20 августа 2003 года N 512 "О перечне видов доходов, учитываемых при расчете среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для оказания им государственной социальной помощи".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.