Откройте актуальную версию документа прямо сейчас
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Статья 3
Внести в Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2015, N 10, ст. 1391; N 27, ст. 3981; 2016, N 1, ст. 45; N 7, ст. 906; N 15, ст. 2065; N 23, ст. 3293; N 27, ст. 4156; N 27, ст. 4236; 2017, N 14, ст. 1998; N 22, ст. 3070; N 22, ст. 3071; N 31, ст. 4772, 4823) следующие изменения:
1) дополнить часть 3 статьи 1 пунктами 2.2 - 2.4 следующего содержания:
"2.2) о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети, запрещенной к распространению;
2.3) о признании информационных материалов экстремистскими;
2.4) о лишении гражданина специального права, в том числе права на управление транспортным средством, на приобретение, хранение, хранение и ношение оружия;";
2) в пункте 2 части 2 статьи 5 слово "шестнадцати" заменить словом "четырнадцати";
3) часть 7 статьи 11 после слова "представители" дополнить словом ",поверенные";
4) часть 1 статьи 16 после слова "решения," дополнить словами "судебные приказы,";
5) дополнить статьей 16.1 следующего содержания:
"Статья 16.1. Переход к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства
1. При обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подлежат рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, другие - административного судопроизводства, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в порядке гражданского судопроизводства.
2. При предъявлении в суд искового заявления, содержащего несколько требований, одни из которых подлежат рассмотрению по правилам административного судопроизводства, а другие - по правилам гражданского судопроизводства, если возможно их раздельное рассмотрение, судья разрешает вопрос о принятии требований, подлежащих рассмотрению в порядке административного судопроизводства.
Если иные предъявленные в суд требования, подлежащие рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, подсудны данному суду, вопрос об их принятии к производству разрешается судьей в соответствии с законодательством о гражданском судопроизводстве на основании засвидетельствованных им копий искового заявления и соответствующих приложенных к нему документов.
Если иные предъявленные в суд требования, подлежащие рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, не подсудны данному суду, судья возвращает исковое заявление в части таких требований в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 129 настоящего Кодекса.
3. Суд, установив в ходе подготовки административного дела к судебному разбирательству или судебного разбирательства по административному делу, что оно подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, выносит определение о переходе к рассмотрению дела по правилам гражданского судопроизводства.";
6) в статье 17 слова "и арбитражных судов" исключить;
7) в статье 19 слова "Подведомственные судам" исключить, после слов "настоящего Кодекса" дополнить словами ", а также дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, подсудных арбитражным судам";
8) дополнить статью 23 частью 6 следующего содержания:
"6. Административное исковое заявление о немедленном отстранении члена участковой избирательной комиссии от участия в ее работе, немедленном удалении наблюдателя, иного лица из помещений для голосования подается в суд по месту нахождения участковой комиссии.";
9) статью 24 дополнить частями 3.1, 3.2 следующего содержания:
"3.1. Административное исковое заявление о признании информационных материалов экстремистскими может быть подано в суд по месту обнаружения, распространения данных материалов или по месту нахождения организации, осуществляющей их производство.
3.2. Административное исковое заявление о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети, запрещенной к распространению подается в суд по месту нахождения административного истца или по месту нахождения (месту жительства) административного ответчика.";
10) в части 2 статьи 26 слова "о зачете излишне уплаченных ранее сумм, вытекающий из административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций," исключить;
11) в статье 27:
а) часть 1 дополнить словами "общей юрисдикции, арбитражному суду";
б) дополнить частью 2.1 следующего содержания:
"2.1. Если при рассмотрении административного дела в суде общей юрисдикции выявилось, что оно подлежит рассмотрению арбитражным судом, суд общей юрисдикции передает дело в арбитражный суд, к подсудности которого оно отнесено законом.";
в) часть 3 изложить в следующей редакции:
"3. О передаче административного дела в другой суд общей юрисдикции, арбитражный суд или об отказе в передаче административного дела в такой суд выносится определение, которое может быть обжаловано. Передача административного дела в другой суд общей юрисдикции, арбитражный суд осуществляется по истечении срока обжалования этого определения, а в случае подачи частной жалобы, представления - после вынесения определения суда об оставлении жалобы, представления без удовлетворения.";
г) часть 4 изложить в следующей редакции:
"4. Административное дело, направленное из одного суда общей юрисдикции, арбитражного суда в другой суд общей юрисдикции, арбитражный суд, должно быть принято к рассмотрению судом, в который оно направлено. Споры о подсудности между судами в Российской Федерации не допускаются.";
12) в статье 28:
а) дополнить часть 3 пунктом 4 следующего содержания:
"4) перехода к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.";
б) дополнить часть 4 абзацем следующего содержания:
"Решение вопроса о принятии административного искового заявления к производству, отложение судебного разбирательства, рассмотрение заявления о применении мер предварительной защиты по административному иску и совершение иных процессуальных действий в случаях, не терпящих отлагательства, одним судьей вместо другого судьи в порядке взаимозаменяемости не является заменой судьи.";
13) в статье 29:
а) часть 3 изложить в следующей редакции:
"3. Если иное не установлено настоящим Кодексом, административные дела в суде апелляционной инстанции рассматриваются коллегиально в составе трех судей.";
б) часть 4 изложить в следующей редакции:
"4. Рассмотрение административных дел в судах кассационной и надзорной инстанций осуществляется судом в составе судьи - председательствующего и не менее двух судей.";
в) дополнить частью 6 следующего содержания:
"6. В случае, если настоящим Кодексом судье предоставлено право единолично рассматривать административные дела и совершать отдельные процессуальные действия, судья действует от имени суда.";
14) в статье 31:
а) пункт 2 части 1 после слова "представителя" дополнить словом ",поверенного";
б) пункт 3 части 1 после слова "представителей" дополнить словом ",поверенных";
15) часть 2 статьи 33 дополнить словом ", поверенных";
16) часть 6 статьи 35 изложить в следующей редакции:
"6. Судья, рассматривающий дело единолично, вправе разрешить вопрос об отводе или самоотводе путем вынесения мотивированного протокольного определения без удаления в совещательную комнату. При рассмотрении дела судом коллегиально вопрос об отводе или самоотводе разрешается путем вынесения в совещательной комнате определения в виде отдельного судебного акта, содержащего мотивы принятого решения.";
17) в статье 37:
а) дополнить пунктом 1.1 следующего содержания:
"1.1) взыскатель и должник по административным делам о вынесении судебного приказа;";
б) пункт 4 дополнить словами "либо привлекаемые к участию в судебном процессе для дачи заключения по административному делу";
18) часть 5 статьи 39 исключить;
19) в статье 40:
а) часть 1 после слов "уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации" дополнить словами ", органы местного самоуправления, иные лица", после слов "законных интересов" дополнить словами "других лиц,";
б) в части 2 слово "органы," исключить;
в) часть 6 исключить;
20) в части 5 статьи 45 слова "Если административные дела в суде ведутся с участием представителей, лица, участвующие в деле, могут определить права, которые представители осуществляют исключительно с их согласия." исключить;
21) часть 5 статьи 47 исключить;
22) статью 48 после слова "представители" дополнить словом ", поверенные";
23) в статье 51:
а) пункт 1 части 3 изложить в следующей редакции:
"1) представители и защитники по уголовному делу, по делу об административном правонарушении, представители, поверенные по гражданскому делу, по административному делу, посредники, оказывающие содействие сторонам в урегулировании споров, в том числе медиаторы, - об обстоятельствах, которые стали им известны в связи с исполнением своих обязанностей;";
б) пункт 6 части 11 после слов "уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации" дополнить словами ", Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации";
24) дополнить статью 53 абзацем восьмым следующего содержания:
"По поручению судьи обязанности секретаря судебного заседания могут исполняться помощником судьи.";
25) часть 7 статьи 54 изложить в следующей редакции:
"7. От имени общественного или религиозного объединения, не являющегося юридическим лицом, имеет право выступать в суде уполномоченный на это участник такого объединения или представитель, которому участники объединения доверили ведение административного дела в суде.";
26) в части 2 статьи 55 слова ", участие которых в судебном процессе не предусмотрено федеральным законом," заменить словами ", участие которых в качестве представителей в судебном процессе запрещено федеральным законом,";
27) в статье 56:
а) абзац первый части 2 изложить в следующей редакции:
"2. В доверенности, выданной представляемым лицом, или ином документе должно быть специально оговорено право представителя:";
б) пункт 1 части 2 дополнить словами ", на подписание и подачу мировому судье заявления о вынесении судебного приказа";
в) в пункте 8 части 2 слова "по вновь открывшимся обстоятельствам" заменить словами "по новым или вновь открывшимся обстоятельствам";
г) в пункте 10 части 2 слова "к взысканию" заменить словами "к исполнению";
д) дополнить частями 4 и 5 следующего содержания:
"4. В случае участия адвоката в качестве представителя по назначению суда он вправе совершать от имени представляемого им лица процессуальные действия, предусмотренные пунктами 1, 2, 3, 6, 8, 9 части 2 настоящей статьи.
5. Лицо, участвующее в деле, выдавшее доверенность на ведение дела в суде и впоследствии отменившее ее, обязано незамедлительно известить об отмене суд, рассматривающий дело.";
28) часть 6 статьи 57 после слов "печатью организации" дополнить словами "(при ее наличии)";
29) статью 58 изложить в следующей редакции:
"Статья 58. Проверка полномочий лиц, участвующих в деле, и их представителей, поверенных
1. Суд обязан проверить полномочия лиц, участвующих в деле, и их представителей, поверенных.
2. Суд решает вопрос о признании полномочий лиц, участвующих в деле, и их представителей, поверенных и допуске их к участию в судебном заседании на основании исследования документов, представленных суду указанными лицами.
3. Документы, подтверждающие полномочия представителей, поверенных, или их копии при необходимости приобщаются к материалам административного дела, либо сведения о них заносятся в протокол судебного заседания.
4. В случае непредставления лицом, участвующим в деле, или его представителем, поверенным необходимых документов в подтверждение их полномочий или представления документов, не соответствующих требованиям, установленным настоящим Кодексом и другими федеральными законами, а также в случае нарушения правил о представительстве, установленных статьями 54 и 55 настоящего Кодекса, суд отказывает в признании полномочий соответствующего лица на участие в административном деле, на что указывается в протоколе судебного заседания.
5. В случае, если лицо, участвующее в деле и не обладающее административной процессуальной дееспособностью, не имеет представителя либо если законный представитель такого лица не вправе вести административные дела в суде по основаниям, предусмотренным законом, суд приостанавливает производство по административному делу и инициирует перед соответствующими органами и лицами вопрос о назначении представителя либо о замене законного представителя.";
30) дополнить статьей 58.1 следующего содержания:
"Статья 58.1. Участие в административном деле поверенного
1. При ведении административного дела представителем к участию в деле может быть допущен поверенный лица, участвующего в деле.
2. Поверенный вправе давать объяснения суду в устной или письменной форме, получать адресованные лицу, участвующему в деле, судебные извещения и вызовы, копии судебных актов и не обладает иными полномочиями, предусмотренными статьей 56 настоящего Кодекса.
Поверенный допускается к участию в судебном заседании только вместе с представителем лица, участвующего в деле.
3. Поверенными могут быть лица, обладающие полной дееспособностью, не состоящие под опекой или попечительством. Полномочия поверенного подтверждаются доверенностью.
Поверенными не могут выступать лица, указанные в части 2 статьи 55 настоящего Кодекса.";
31) в статье 62:
а) в третьем предложении абзаца первого части 2 после слов "оспариваемых ими нормативных правовых актов" дополнить словами ", актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами";
б) пункт 2 части 2 после слов "оспариваемым нормативным правовым актом" дополнить словами ", актом, содержащим разъяснения законодательства и обладающим нормативными свойствами";
32) в части 2 статьи 64 слова "решением суда" заменить словами "судебным актом";
33) в части 4 статьи 89 слова "о применении" заменить словами "об отмене";
34) дополнить часть 2 статьи 92 предложением следующего содержания:
"В сроки, исчисляемые днями, включаются только рабочие дни, за исключением сроков совершения судом, иными участниками судебного процесса процессуальных действий по административным делам, предусмотренным частью 2 статьи 213, главами 24, 28, 30, 31, 31.1 настоящего Кодекса.";
35) дополнить статьей 94.1 следующего содержания:
"Статья 94.1. Приостановление процессуального срока
1. Течение срока рассмотрения и разрешения административного дела приостанавливается одновременно с приостановлением производства по делу.
2. Со дня возобновления производства по делу течение срока рассмотрения и разрешения административного дела продолжается.";
36) дополнить статьей 94.2 следующего содержания:
"Статья 94.2. Продление процессуальных сроков
Назначенные судом процессуальные сроки могут быть продлены им.";
37) дополнить часть 7 статьи 96 абзацем вторым следующего содержания:
"Документы, подтверждающие размещение судом на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" указанных сведений, включая дату их размещения, приобщаются к материалам дела.";
38) дополнить статью 100 частью 3 следующего содержания:
"3. Лица, участвующие в деле, и иные участники процесса также считаются извещенными надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства или совершения отдельного процессуального действия, если:
1) несмотря на почтовое извещение, адресат не явился за получением судебной повестки или иного судебного извещения, направленной судом в установленном порядке, о чем организация почтовой связи уведомила суд;
2) судебная повестка или иное судебное извещение не вручена в связи с отсутствием адресата по указанному адресу, о чем организация почтовой связи уведомила суд с указанием источника данной информации;
3) судебная повестка или иное судебное извещение вручено уполномоченному лицу филиала или представительства юридического лица.";
39) дополнить часть 1 статьи 109 предложением следующего содержания:
"Неисполнение стороной указанной обязанности может служить основанием для наложения на нее судебного штрафа в порядке и размере, установленными статьями 122 и 123 настоящего Кодекса.";
40) дополнить статью 111 частями 2.1, 2.2 следующего содержания:
"2.1. Судебные издержки, понесенные заинтересованными лицами, участвовавшими в деле на стороне, в пользу которой принят судебный акт, могут быть возмещены им, если их фактическое процессуальное поведение способствовало принятию данного судебного акта.
2.2. Если заинтересованное лицо обжаловало судебный акт и в удовлетворении его жалобы отказано, судебные издержки, понесенные лицами, участвующими в деле, в связи с рассмотрением соответствующей жалобы, могут быть взысканы с заинтересованного лица.";
41) дополнить статьей 114.1 следующего содержания:
"Статья 114.1. Разрешение вопросов о судебных расходах
Заявление по вопросу о судебных расходах, понесенных в связи с рассмотрением административного дела в суде первой, апелляционной, кассационной инстанций, рассмотрением дела в порядке надзора, не разрешенному при рассмотрении дела в соответствующем суде, может быть подано в суд, рассматривавший дело в качестве суда первой инстанции, в течение трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего судебного акта, принятием которого закончилось рассмотрение дела по существу.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи такого заявления может быть восстановлен судом.";
42) часть 4 статьи 117 изложить в следующей редакции:
"4. О применении мер процессуального принуждения, предусмотренных пунктами 4-6 части 2 статьи 116 настоящего Кодекса, суд выносит определение в виде отдельного судебного акта, которое может быть обжаловано отдельно от решения суда. В определении указываются лицо, в отношении которого оно вынесено, место нахождения, место жительства или место пребывания этого лица, основания применения меры процессуального принуждения, иные необходимые сведения, в том числе предусмотренные частью 1 статьи 199 настоящего Кодекса.";
43) в пункте 8 части 2 статьи 123.3 слова "если она имеет имущественный характер," исключить;
44) часть 2 статьи 123.5 изложить в следующей редакции:
"2. Судебный приказ выносится без проведения судебного разбирательства и судебного заседания по результатам исследования судьей представленных доказательств.";
45) в пункте 1 части 1 статьи 123.6 слово "производства" заменить словом "дела";
46) в статье 125:
а) в пункте 2 части 2 слова "наименование или" исключить;
б) дополнить часть 8 предложением следующего содержания: "При этом копии административного искового заявления и приложенных к нему документов могут быть направлены лицу, участвующему в деле, обладающему государственными или иными публичными полномочиями, посредством официального сайта соответствующего органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".";
47) в статье 128:
а) пункт 1 части 1 изложить в следующей редакции:
"1) заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах;";
б) пункт 2 части 1 после слов "другого лица" дополнить словами ", неопределенного круга лиц или публичных интересов";
в) в части 2 слова "направляется указанному лицу" заменить словами "вручается или направляется административному истцу вместе с административным исковым заявлением и приложенными к нему документами";
48) статью 132 после слова "представителей" дополнить словом ", поверенных";
49) в статье 135:
а) пункт 1 части 3 дополнить предложением следующего содержания:
"В случае, если административное исковое заявление и приложенные к нему документы поданы в суд в электронном виде, они направляются административному ответчику и заинтересованному лицу посредством размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в разделе, доступ к которому предоставляется лицам, участвующим в деле, и иным участникам процесса (далее также - в режиме ограниченного доступа) и (или) указанным лицам сообщается о возможности ознакомления с такими документами и изготовления их копий в суде.";
б) пункт 2 части 3 изложить в следующей редакции:
"2) вызывает стороны, их представителей, поверенных и разъясняет им процессуальные права и обязанности, последствия совершения или несовершения сторонами процессуальных действий в установленный процессуальный срок; опрашивает административного истца, административного ответчика, их представителей, поверенных по существу заявленных требований и возражений; выясняет, поддерживает ли административный истец административное исковое заявление полностью или в части, признает ли административный ответчик административное исковое заявление полностью или в части;";
50) в части 2 статьи 137 слова "По ходатайству сторон, их представителей" исключить;
51) в статье 138:
а) часть 3 дополнить словами ", поверенные вправе давать объяснения";
б) дополнить частью 5.1 следующего содержания:
"5.1. В предварительном судебном заседании может быть разрешен вопрос о передаче дела, принятого судом к своему производству, в другой суд общей юрисдикции, арбитражный суд.";
52) в статье 141:
а) часть 2 после слов "председателем суда" дополнить словами ", заместителем председателя суда, председателем судебного состава";
б) дополнить частями 3, 4 следующего содержания:
"3. Срок, на который административное исковое заявление было оставлено без движения в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, не включается в срок рассмотрения и разрешения административного дела, но учитывается при определении разумного срока судопроизводства.
4. В случае перехода к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства, изменения основания или предмета административного иска течение срока рассмотрения и разрешения административного дела начинается сначала.";
53) часть 2 статьи 146 дополнить словом ", поверенных";
54) часть 1 статьи 149 после слов "представителей сторон и заинтересованных лиц," дополнить словом "поверенных,";
55) в пункте 2 части 4 статьи 150 слова ", при этом рассмотрение административного дела откладывается" исключить;
57) в части 5 статьи 152 слова "Показания этих свидетелей оглашаются в новом судебном заседании." исключить;
58) статью 153 изложить в следующей редакции:
"Статья 153. Разъяснение лицам, участвующим в деле, их процессуальных прав и обязанностей, пояснения относительно полномочий представителя, поверенного
Председательствующий в судебном заседании разъясняет лицам, участвующим в деле, их процессуальные права и обязанности, а также дает пояснения относительно полномочий представителя, поверенного.";
59) дополнить часть 3 статьи 157 предложением следующего содержания:
"В случае признания административным ответчиком административного иска и принятия его судом принимается решение об удовлетворении заявленных административным истцом требований.";
60) статью 159 изложить в следующей редакции:
"Статья 159. Объяснения лиц, участвующих в деле, представителей, поверенных
1. После доклада административного дела суд заслушивает объяснения административного истца, административного ответчика и заинтересованного лица, их представителей, поверенных. До административного истца, его представителя, поверенного свои объяснения дают прокурор, представители органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и граждане, обратившиеся в суд за защитой прав, свобод и законных интересов других лиц. Лица, участвующие в деле, их представители могут задавать друг другу вопросы. Суд может задавать вопросы лицам, участвующим в деле, их представителям, поверенным в любой момент дачи ими объяснений.
2. Поданные в письменной форме объяснения лиц, участвующих в деле, их представителей, поверенных в случае их неявки в судебное заседание, а также в случаях, предусмотренных статьями 66 и 67 настоящего Кодекса, оглашаются председательствующим в судебном заседании.";
61) статью 163 после слова "представители" дополнить словом ", поверенные";
62) часть 2 статьи 164 после слова "представители" дополнить словом ", поверенные";
63) часть 2 статьи 166 после слова "представители" дополнить словом ", поверенные";
64) в статье 170 слова "для заключения по делу представителю Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, участвующему в судебном разбирательстве в соответствии с частью 7 статьи 243 настоящего Кодекса, прокурору, участвующему в судебном разбирательстве в соответствии с частью 7 статьи 39 настоящего Кодекса," заменить словами "для заключения по делу прокурору или лицу, дающему заключение по административному делу,";
65) в части 2 статьи 177 слово "пять" заменить словом "десять";
66) в статье 180:
а) пункт 5 части 2 после слова "представителях" дополнить словом ",поверенных";
б) пункт 4 части 4 изложить в следующей редакции:
"4) нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при принятии решения, а также обоснования по вопросам, указанным в части 6 настоящей статьи. В мотивировочной части решения суда могут содержаться ссылки на постановления и решения Европейского Суда по правам человека, решения Конституционного Суда Российской Федерации, постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации, обзоры судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденные Президиумом Верховного Суда Российской Федерации в целях обеспечения единства судебной практики и законности.";
67) часть 1.1 статьи 182 изложить в следующей редакции:
"1.1. Копия решения суда, выполненного в форме электронного документа, высылается лицам, участвующим в деле, обладающим государственными или иными публичными полномочиями, посредством ее размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа.";
68) в статье 184:
а) в части 2 второе и третье предложения исключить;
б) дополнить частью 2.1 следующего содержания:
"2.1. Вопросы об исправлении описок, опечаток, явных арифметических ошибок в решении суда рассматриваются судом в десятидневный срок со дня поступления соответствующего заявления в суд без проведения судебного заседания и без извещения лиц, участвующих в деле.
В случае необходимости суд может вызвать лиц, участвующих в деле, в судебное заседание, известив их о времени и месте его проведения.";
69) пункт 1 части 1 статьи 194 изложить в следующей редакции:
"1) если имеются основания, предусмотренные частью 1 статьи 128 настоящего Кодекса;";
70) пункт 1 части 1 статьи 199 дополнить словами ",номер административного дела, присвоенный судом первой инстанции";
71) в части 3 статьи 205:
а) пункт 5 после слова "представителей" дополнить словом ", поверенных";
б) пункт 6 после слова "представителям" дополнить словом "поверенным,";
в) пункт 9 дополнить словом ", поверенных";
72) второе предложение части 1 статьи 206 дополнить словами ", за исключением периода, на который суд удалялся в совещательную комнату";
73) в статье 207:
а) наименование изложить в следующей редакции: "Замечания на протокол, результаты аудио- и (или) видео-протоколирования";
б) часть 1 изложить в следующей редакции:
"1. Лица, участвующие в деле, их представители вправе знакомиться с протоколом судебного заседания, протоколами совершения отдельных процессуальных действий, записями на носителях информации. На основании ходатайств в письменной форме и за счет лиц, участвующих в деле, их представителей может быть изготовлена копия записи с носителя информации.
Ознакомление лиц, участвующих в деле, их представителей с записями, сделанными в ходе аудио- и (или) видео-протоколирования закрытого судебного заседания, осуществляется в условиях, обеспечивающих невозможность их копирования и передачи другим лицам. Копии соответствующих записей для лиц, участвующих в деле, их представителей не изготавливаются.";
в) часть 2 изложить в следующей редакции:
"2. Лица, участвующие в деле, их представители в течение трех дней со дня подписания протокола вправе подать в суд замечания в письменной форме на протокол, результаты аудио- и (или) видео-протоколирования с указанием на допущенные в них неточности, их неполноту и (или) иные существенные недостатки.";
г) в части 3 слова "на протокол" исключить;
д) часть 4 изложить в следующей редакции:
"4. Замечания рассматриваются судом в течение трех дней со дня их поступления в суд без проведения судебного заседания и ведения протокола.";
е) часть 5 изложить в следующей редакции:
"5. О принятии замечаний либо о полном или частичном их отклонении выносится определение суда. Замечания и определение суда в отношении таких замечаний приобщаются к материалам дела.";
74) в части 3 статьи 208 слова "а также" исключить, дополнить часть 3 после слов "глава муниципального образования" словами ", а также иные лица в случаях, предусмотренных федеральным законом";
75) в пункте 1 части 2 статьи 209 цифры и слово "4 и 8" заменить цифрой "9";
76) в статье 214:
а) в пункте 2 части 2 предложение "Принятие судом отказа от административного иска не препятствует обращению в суд иных лиц, полагающих, что оспариваемым нормативным правовым актом затрагиваются или нарушаются их права, свободы и законные интересы." исключить;
б) дополнить частью 3 следующего содержания:
"3. Прекращение производства по административному делу об оспаривании нормативного правового акта по основаниям, указанным в пунктах 3, 5, 6 части 1 статьи 194 и пункте 2 части 2 настоящей статьи, не препятствует обращению в суд иных лиц, полагающих, что оспариваемым нормативным правовым актом затрагиваются или нарушаются их права, свободы и законные интересы.";
77) часть 4 статьи 218 изложить в следующей редакции:
"4. В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, уполномоченный по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, органы государственной власти, органы местного самоуправления, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту прав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.";
78) статью 219 дополнить частью 1.1 следующего содержания:
"1.1. Если настоящим Кодексом или иным федеральным законом не установлено иное, административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного и муниципального служащего может быть подано в суд в течение срока, в рамках которого у указанного органа, организации, лица сохраняется обязанность совершить соответствующее действие, а также в течение трех месяцев со дня, когда такая обязанность прекратилась.";
79) в статье 226:
а) часть 3 исключить;
б) часть 5 изложить в следующей редакции:
"5. Указанные в части 1 настоящей статьи сроки рассмотрения административных дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, могут быть продлены в порядке, предусмотренном частью 2 статьи 141 настоящего Кодекса.";
80) дополнить статью 230 частью 4 следующего содержания:
"4. Решение Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации, квалификационной коллегии судей субъекта Российской Федерации может быть оспорено административным истцом в течение десяти дней со дня получения им копии соответствующего решения.";
81) в части 1 статьи 236 слова "(обращению)", "(обращении)" исключить;
82) часть 5 статьи 239 дополнить абзацем вторым следующего содержания:
"Избирательная комиссия, комиссия референдума вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об отстранении члена участковой комиссии, об удалении наблюдателя или иного лица из помещения для голосования, если они нарушают законодательство Российской Федерации о выборах и референдумах.";
83) в части 4 статьи 240 слово "обжалуемого" заменить словом "оспариваемого";
84) в статье 241:
а) дополнить частью 1.1 следующего содержания:
"1.1. Административное исковое заявление о немедленном отстранении члена участковой комиссии от участия в ее работе, немедленном удалении наблюдателя, иного лица из помещений для голосования рассматривается не позднее дня, следующего за днем его поступления.";
б) в части 3 слова "в течение двух месяцев" заменить словами "в течение одного месяца";
85) первое предложение части 6 статьи 244 изложить в следующей редакции:
"Решения суда о включении гражданина в список избирателей, о немедленном отстранении члена участковой избирательной комиссии от участия в ее работе, немедленном удалении наблюдателя, иного лица из помещения для голосования подлежат немедленному исполнению.";
86) в статье 252:
а) пункт 2 части 2 изложить в следующей редакции:
"2) наименование или фамилия, имя, отчество лица, подающего административное исковое заявление о присуждении компенсации, с указанием его процессуального положения, места нахождения или места жительства, наименования или фамилии, имени, отчества ответчика и других лиц, участвующих в деле, их места нахождения или места жительства;";
87) в статье 262:
а) часть 1 дополнить словами ", а также иными лицами, наделенными законом правом на обращение в суд с таким заявлением";
б) в пункте 1 части 3 цифру "8" заменить цифрой "9";
88) в части 1 статьи 263 слова "одного месяца" заменить словами "двух месяцев";
89) дополнить главой 27.1 следующего содержания:
"Глава 21.1. Производство по административным делам о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети, запрещенной к распространению
Статья 265.1. Предъявление административного искового заявления о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети, запрещенной к распространению
1. С административным исковым заявлением о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети, запрещенной к распространению (далее также - административное исковое заявление о признании информации запрещенной) вправе обратиться прокурор, иные лица, которым такое право предоставлено законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
2. Административное исковое заявление о признании информации запрещенной подается в районный суд по месту нахождения административного истца или по месту нахождения (месту жительства) административного ответчика.
Статья 265.2. Требования к административному исковому заявлению о признании информации запрещенной и документам, прилагаемым к данному заявлению
1. Форма административного искового заявления о признании информации запрещенной должна соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 125 настоящего Кодекса.
2. В административном исковом заявлении о признании информации запрещенной должны быть указаны сведения, предусмотренные пунктами 1, 2, 9 части 2 статьи 125 настоящего Кодекса, а также:
1) в случае известности лица, действия которого послужили поводом для подачи административного искового заявления - административного ответчика, сведения, предусмотренные пунктом 3 части 2 статьи 125 настоящего Кодекса;
2) доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в информационно-телекоммуникационной сети, содержащих информацию, распространение которой подлежит запрещению;
3) обоснование доводов о квалификации информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети, в качестве информации, распространение которой подлежит запрещению, с указанием соответствующих норм права;
4) в случае если доступ к информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети, ограничен, сведения, необходимые для получения доступа суда к такой информации;
5) сведения о соблюдении досудебного порядка признания информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети, запрещенной к распространению в случае, если такой порядок установлен законом.
3. К административному исковому заявлению о признании информации запрещенной прилагаются документы, указанные в пунктах 1, 3, 5, 6 части 1 статьи 126 настоящего Кодекса.
Документы, прилагаемые к административному исковому заявлению о признании информации запрещенной, могут быть представлены в суд в электронной форме.
4. Судья возвращает административное исковое заявление о признании информации запрещенной в случае, если административным истцом не соблюден предусмотренный законом досудебный порядок признания информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети, запрещенной к распространению.
5. Судья отказывает в принятии к производству административного искового заявления о признании информации запрещенной, если указанные в нем доменное имя, указатель страницы сайта в сети "Интернет" включены в единую автоматизированную информационную систему "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
Статья 265.3. Подготовка к судебному разбирательству административного дела о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети, запрещенной к распространению
1. При подготовке административного дела к судебному разбирательству судья определяет круг лиц, участвующих в деле, права и законные интересы которых может затронуть судебное решение. В случае выявления таких лиц суд привлекает их к участию в деле, извещает о времени и месте судебного заседания.
В случае установления лица, действия которого послужили поводом для подачи административного искового заявления о признании информации запрещенной, суд привлекает его к участию в деле в качестве административного ответчика.
2. К участию в рассмотрении административного дела о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети, запрещенной к распространению в качестве заинтересованного лица привлекается федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи.
3. Извещение о времени и месте рассмотрения административного дела о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети, запрещенной к распространению не позднее десяти дней до дня проведения судебного заседания размещается на интернет-портале Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие" в порядке, установленном Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.
4. После возбуждения производства по административному делу о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети, запрещенной к распространению судья вправе принять меры предварительной защиты в виде ограничения доступа к данной информации.
Указанные и иные предусмотренные законом меры могут быть приняты судьей по заявлению лица, участвующего в деле, или по собственной инициативе.
5. Судья оставляет административное исковое заявление без рассмотрения, если административным истцом не соблюден предусмотренный законом досудебный порядок признания информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети, запрещенной к распространению.
6. Судья прекращает производство по административному делу, если указанные в нем доменное имя, указатель страницы сайта в сети "Интернет" включены в единую автоматизированную информационную систему "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено".
Статья 265.4. Судебные расходы по административным делам о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети, запрещенной к распространению
В случае, если лицо, действия которого послужили поводом для подачи административного искового заявления, не установлено, судебные расходы, понесенные в связи с рассмотрением административного дела о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети, запрещенной к распространению, относятся на лиц, которые их понесли, и не подлежат распределению судом.
Статья 265.5. Решение суда по административному делу о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети, запрещенной к распространению
1. Решение суда по административному делу о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети, запрещенной к распространению, должно отвечать требованиям, предусмотренным статьей 180 настоящего Кодекса.
В резолютивной части решения суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной указываются доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети "Интернет" или иной информационно-телекоммуникационной сети, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.
2. Копия решения суда направляется в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, иным лицам, участвующим в деле, в порядке, установленном статьей 182 настоящего Кодекса.
3. Решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информации запрещенной подлежит немедленному исполнению.";
90) дополнить главой 27.2 следующего содержания:
"Глава 27.2. Производство по административным делам о признании информационных материалов экстремистскими
Статья 265.6. Подсудность административного дела о признании информационных материалов экстремистскими
Административное исковое заявление о признании информационных материалов экстремистскими может быть подано в районный суд по месту обнаружения, распространения данных материалов или по месту нахождения организации, осуществляющей их производство.
Статья 265.7. Требования к административному исковому заявлению о признании информационных материалов экстремистскими
Форма и содержание административного искового заявления о признании экстремистскими информационных материалов, размещенных в сети "Интернет", должны соответствовать требованиям, указанным в статье 265.2 настоящего Кодекса.
Форма и содержание иного административного искового заявления о признании информационных материалов экстремистскими должны соответствовать требованиям, указанным в части 1, пунктах 1, 3-5 части 2, части 3 статьи 265.2 настоящего Кодекса. К такому административному исковому заявлению прилагаются письменные доказательства, в том числе документы и материалы, выполненные в форме цифровой и графической записи, полученные посредством факсимильной, электронной или другой связи, содержащие соответствующую информацию, или их копии.
Статья 265.8. Особенности подготовки административного дела о признании информационных материалов экстремистскими к судебному разбирательству
1. При подготовке административного дела к судебному разбирательству судья определяет круг лиц, участвующих в деле, права и законные интересы которых может затронуть судебное решение. В случае выявления таких лиц суд привлекает их к участию в деле, извещает о времени и месте судебного заседания.
В случае установления лица, действия которого послужили поводом для подачи административного искового заявления, суд привлекает его к участию в деле в качестве административного ответчика.
2. Извещение о времени и месте рассмотрения административного дела о признании информационных материалов экстремистскими не позднее десяти дней до дня проведения судебного заседания размещается на интернет-портале Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Правосудие" в порядке, установленном Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации.
3. Если лицо, действия которого послужили поводом для подачи административного искового заявления, не установлено, к участию в рассмотрении административного дела привлекается Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации для дачи заключения по административному делу.
4. После возбуждения производства по административному делу о признании информационных материалов экстремистскими судья вправе принять меры предварительной защиты в виде ограничения доступа к экстремистским материалам.
Указанные и иные предусмотренные законом меры могут быть приняты судьей по заявлению лица, участвующего в деле, или по собственной инициативе.
Статья 265.9. Судебные расходы по административным делам о признании информационных материалов экстремистскими
В случае, если лицо, действия которого послужили поводом для подачи административного искового заявления, не установлено, судебные расходы, понесенные в связи с рассмотрением административного дела о признании информационных материалов экстремистскими, относятся на лиц, которые их понесли, и не подлежат распределению судом.
Статья 265.10. Решение суда по административному делу о признании информационных материалов экстремистскими
1. Решение суда по административному делу о признании информационных материалов экстремистскими должно отвечать требованиям, предусмотренным статьей 180 настоящего Кодекса.
В резолютивной части решения суда о признании экстремистскими информационных материалов, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети, должны содержаться сведения, предусмотренные статьей 265.5 настоящего Кодекса.
2. Копия решения суда направляется в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции в сфере государственной регистрации некоммерческих организаций, общественных объединений и религиозных организаций, федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере средств массовой информации, массовых коммуникаций, информационных технологий и связи, лицам, участвующим в деле, в порядке, установленном статьей 182 настоящего Кодекса.
3. Решение суда об удовлетворении административного искового заявления о признании информационных материалов экстремистскими подлежит немедленному исполнению.";
91) в статье 266:
а) в части 1 слова "представителем территориального органа" заменить словами "территориальным органом";
б) в пункте 1 части 3 цифру "8" заменить цифрой "9";
92) часть 3 статьи 267 изложить в следующей редакции:
"3. При поступлении административного искового заявления о помещении иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальное учреждение или о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении судья незамедлительно решает вопрос о принятии административного искового заявления к производству, а в случае принятия заявления также незамедлительно решает вопрос о продлении срока пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении на срок, необходимый для рассмотрения административного дела.";
93) второе предложение части 2 статьи 269 изложить в следующей редакции:
"Кроме того, в мотивировочной части решения суда, которым удовлетворено административное исковое заявление, должен быть обоснован конкретный срок пребывания иностранного гражданина, подлежащего депортации или реадмиссии, в специальном учреждении, а в резолютивной части решения суда должно содержаться указание на этот срок.";
94) в статье 271:
а) в пункте 1 части 1 цифру "8" заменить цифрой "9";
б) в части 3 слово и цифру "пунктом 1" заменить словом и цифрами "пунктами 1, 5";
95) в статье 272:
а) в части 1 первое предложение изложить в следующей редакции:
"Вопрос о принятии к производству суда административного искового заявления, связанного с административным надзором, разрешается судьей незамедлительно.";
б) в части 7 слово "десяти" заменить словом "двадцати";
96) в статье 275:
а) в части 1 слова "представителем медицинской организации" заменить словами "медицинской организацией";
б) в части 3 цифру "8" заменить цифрой "9";
в) в пункте 4 части 4 слово и цифру "пунктом 1" заменить словом и цифрами "пунктами 1, 5";
97) первое предложение части 3 статьи 276 изложить в следующей редакции:
"3. Судья незамедлительно решает вопрос о принятии к производству суда административного искового заявления о госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке, а в случае принятия заявления также незамедлительно решает вопрос о продлении пребывания гражданина в медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, на срок, необходимый для рассмотрения административного дела.";
98) в статье 277:
а) в части 3 слова "представитель медицинской организации, оказывающей" заменить словами "медицинская организация, оказывающая";
б) в части 5 слова "представителя медицинской организации" заменить словами "медицинской организации";
99) статью 279 дополнить частью 6 следующего содержания:
"6. Решение суда по административному делу о госпитализации гражданина в недобровольном порядке или о продлении срока госпитализации гражданина в недобровольном порядке подлежит немедленному исполнению.";
100) в статье 280:
а) в части 2 слово и цифру "пунктом 1" заменить словом и цифрами "пунктами 1, 5";
б) дополнить частью 10 следующего содержания:
"10. Решение суда по административному делу о психиатрическом освидетельствовании гражданина в недобровольном порядке подлежит немедленному исполнению.";
101) в статье 281:
а) в части 3 цифру "8" заменить цифрой "9";
б) в пункте 5 части 4 статьи 281 слова и цифры "пунктом 1 части 1" заменить словом и цифрой "частью 1";
102) часть 1 статьи 282 изложить в следующей редакции:
"1. Судья незамедлительно решает вопрос о принятии к производству административного искового заявления о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке.";
103) в статье 283:
а) в части 4 слова "или его законный представитель" заменить словами "его представитель", слова "представитель медицинской противотуберкулезной организации" заменить словами "медицинская противотуберкулезная организация";
б) часть 5 изложить в следующей редакции:
"5. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.";
104) статью 285 дополнить частью 6 следующего содержания:
"6. Решение суда по административному делу о госпитализации гражданина в медицинскую противотуберкулезную организацию в недобровольном порядке подлежит немедленному исполнению.";
105) часть 1 статьи 285.2 изложить в следующей редакции:
"1. При поступлении административного искового заявления судья незамедлительно разрешает вопрос о принятии его к производству.";
106) первое предложение части 2 статьи 286 дополнить словами ", если иное не установлено федеральным законом";
107) в статье 287:
а) в пункте 1 части 1 цифру "8" заменить цифрой "9";
б) в пункте 5 части 1 слова "если она имеет имущественный характер," исключить;
108) в части 1 статьи 289 слово "подачи" заменить словом "поступления";
109) статью 291 дополнить абзацем шестым следующего содержания:
"Не подлежат рассмотрению в порядке упрощенного (письменного) производства административные дела, предусмотренные главами 24, 28 - 31.1 настоящего Кодекса.";
110) в статье 292:
а) дополнить частью 5.1 следующего содержания:
"5.1. В определении о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства суд устанавливает срок для представления сторонами в суд и направления ими друг другу доказательств и возражений относительно предъявленных требований, который должен составлять не менее пятнадцати дней со дня вынесения соответствующего определения.
В определении о рассмотрении административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства суд также устанавливает срок, в течение которого стороны вправе представить в суд и направить друг другу дополнительно документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции, и который должен составлять не менее тридцати дней со дня вынесения соответствующего определения. Такие документы не должны содержать ссылки на доказательства, которые не были представлены в срок, указанный в абзаце первом настоящей части. Период между датой окончания срока представления доказательств и возражений и датой окончания срока представления иных документов должен составлять не менее пятнадцати дней.";
б) в части 6 слова "со дня вынесения определения о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) производства" заменить словами "со дня истечения сроков, указанных в части 5.1 настоящей статьи";
в) дополнить частью 7 следующего содержания:
"7. Суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам административного судопроизводства, если установлено, что административное дело не подлежит рассмотрению в порядке упрощенного (письменного) производства, в ходе рассмотрения дела в порядке упрощенного (письменного) производства принят встречный административный иск, который не может быть рассмотрен по правилам, установленным настоящей главой, либо если суд в том числе по ходатайству одной из сторон пришел к выводу о том, что:
1) порядок упрощенного (письменного) производства может привести к разглашению государственной тайны;
2) необходимо выяснить дополнительные обстоятельства или исследовать дополнительные доказательства, а также провести осмотр и исследование доказательств по месту их нахождения, назначить экспертизу или заслушать свидетельские показания;
3) заявленное требование связано с иными требованиями, в том числе к другим лицам, или судебным актом, принятым по данному делу, могут быть нарушены права и законные интересы других лиц.";
111) изложить статью 293 в следующей редакции:
"Статья 293. Решение суда по административному делу, рассмотренному в порядке упрощенного (письменного) производства
1. По результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства суд выносит резолютивную часть решения суда.
Резолютивная часть решения суда должна содержать:
а) выводы суда об удовлетворении административного иска либо об отказе в удовлетворении административного иска полностью или в части, указание на распределение судебных расходов.
Если суд установил порядок исполнения решения или принял меры предварительной защиты по административному иску, на это указывается в резолютивной части решения;
б) указание на срок и порядок подачи заявления о составлении мотивированного решения суда или о том, что мотивированное решение будет составлено по инициативе суда, а также порядок обжалования решения суда.
2. По инициативе суда, по заявлению лиц, участвующих в деле, их представителей или в случае подачи апелляционных жалобы, представления суд составляет решение, соответствующее требованиям статьи 180 настоящего Кодекса (далее - мотивированное решение).
3. Составление мотивированного решения обязательно при рассмотрении в порядке упрощенного (письменного) производства административных дел:
1) об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами;
2) об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих;
3) об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости;
4) о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок;
5) о приостановлении деятельности или ликвидации политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения, другого общественного объединения, религиозной и иной некоммерческой организации, либо о запрете деятельности общественного объединения или религиозной организации, не являющихся юридическими лицами, либо о прекращении деятельности средств массовой информации, либо об ограничении доступа к аудиовизуальному сервису;
6) о признании информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети, запрещенной к распространению; о признании информационных материалов экстремистскими;
7) о лишении гражданина специального права, в том числе права на управление транспортным средством, на приобретение, хранение, хранение и ношение оружия;
8) по административным делам, рассматриваемым Дисциплинарной коллегией Верховного Суда Российской Федерации.
4. В случаях, не указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи, мотивированное решение суда может не составляться.
5. Заявление о составлении мотивированного решения может быть подано в течение пяти дней со дня получения лицом, участвующим в деле, его представителем, поверенным копии резолютивной части решения суда.
6. Суд вправе в течение десяти дней со дня принятия резолютивной части решения суда по собственной инициативе составить мотивированное решение по административному делу.
При подаче заявления лицами, участвующими в деле, их представителями и (или) поступлении апелляционных жалобы, представления суд составляет мотивированное решение в течение десяти дней с момента их поступления.
В случае составления мотивированного решения суда резолютивная часть решения суда вступает в законную силу одновременно с мотивированным решением.
7. Лицам, участвующим в деле, их представителям копии резолютивной части решения суда (мотивированного решения суда) по делу, рассмотренному в порядке упрощенного (письменного) производства, направляются в порядке, предусмотренном статьей 182 настоящего Кодекса.
8. В случае невозможности составления мотивированного решения судьей, принявшим резолютивную часть решения суда, вследствие прекращения или приостановления его полномочий, другой судья данного суда при подаче апелляционных жалобы, представления отменяет это решение и возобновляет рассмотрение дела по существу.";
112) статью 294 изложить в следующей редакции:
"Статья 294. Обжалование решения суда, принятого в порядке упрощенного (письменного) производства
Решение суда, принятое по результатам рассмотрения административного дела в порядке упрощенного (письменного) производства, может быть обжаловано в апелляционном порядке в течение пятнадцати дней со дня получения лицами, участвующими в деле, копии резолютивной части решения суда или мотивированного решения суда.";
113) дополнить статьей 294.1 следующего содержания:
"Статья 294.1. Отмена решения суда по административному делу, рассмотренному в порядке упрощенного (письменного) производства, судом, принявшим решение
Суд по ходатайству заинтересованного лица выносит определение об отмене решения суда, принятого им в порядке упрощенного (письменного) производства, и о возобновлении рассмотрения административного дела по общим правилам административного судопроизводства, если после принятия решения поступят возражения относительно применения порядка упрощенного (письменного) производства лица, имеющего право на заявление таких возражений, или новые доказательства по административному делу, направленные в установленный законом срок, либо если в течение двух месяцев после принятия решения в суд поступит заявление лица, не привлеченного к участию в деле, свидетельствующее о наличии оснований для отмены решения суда, предусмотренных пунктом 4 части 1 статьи 310 настоящего Кодекса.";
114) статью 297 дополнить абзацем вторым следующего содержания:
"Апелляционные жалоба, представление на решение суда по административному делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, об оспаривании нормативного правового акта, принятого избирательной комиссией, либо нормативного правового акта по вопросам реализации избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, принятое до дня голосования или в день голосования, подается с использованием способов, позволяющих обеспечить их скорейшую доставку в суд, принявший решение.";
115) статью 298 дополнить частью 3.1 следующего содержания:
"3.1. Апелляционные жалоба, представление на решение суда по административному делу о немедленном отстранении члена участковой комиссии от участия в ее работе, немедленном удалении наблюдателя, иного лица из помещений для голосования могут быть поданы в течение пяти дней со дня принятия решения суда.";
116) в статье 299:
а) пункт 3 части 1 изложить в следующей редакции:
"3) номер административного дела, присвоенный судом первой инстанции, указание на решение суда, которое обжалуется;";
б) дополнить часть 4 словами "или документ, подтверждающий право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины или об освобождении от уплаты государственной пошлины";
в) дополнить часть 7 абзацем вторым следующего содержания:
"В таком случае лица, не обладающие государственными или иными публичными полномочиями, подающие апелляционную жалобу, вправе направить копии апелляционной жалобы и приложенных к ней документов лицам, участвующим в деле, обладающим государственными или иными публичными полномочиями, посредством официального сайта соответствующего органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".";
117) часть 1 статьи 300 изложить в следующей редакции:
"1. При подаче апелляционных жалобы, представления, не соответствующих требованиям, предусмотренным пунктами 2-4 части 1, частями 2-7 статьи 299 настоящего Кодекса, судья не позднее чем через пять дней со дня поступления жалобы, а при подаче апелляционных жалобы, представления на судебные акты по делам, предусмотренным частью 2 статьи 213, главами 24, 28, 30, 31, 31.1, - незамедлительно выносит определение, которым оставляет жалобу, представление без движения и назначает лицу, подавшему жалобу, представление, разумный срок для устранения недостатков жалобы, представления с учетом характера таких недостатков, а также места жительства или места нахождения лица, подавшего жалобу.";
118) дополнить часть 1 статьи 302 абзацем вторым следующего содержания:
"В случае, если апелляционная жалоба и приложенные к ней документы поданы в суд в электронном виде, суд первой инстанции направляет копии апелляционной жалобы и приложенных к ней документов лицам, участвующим в деле, если данные действия не были совершены лицом, подавшим апелляционную жалобу, посредством размещения их на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа и (или) указанным лицам сообщается о возможности ознакомления с такими документами и изготовления их копий в суде.";
119) в статье 305:
а) часть 5 дополнить абзацем вторым следующего содержания:
"Апелляционные жалоба, представление на решение суда по административному делу о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, поступившие на рассмотрение в суд апелляционной инстанции после дня голосования рассматриваются судом апелляционной инстанции в течение одного месяца со дня их поступления в суд апелляционной инстанции.";
б) дополнить частью 6.1 следующего содержания:
"6.1. Апелляционные жалоба, представление на решение суда по административному делу о немедленном отстранении члена участковой избирательной комиссии от участия в ее работе, немедленном удалении наблюдателя, иного лица из помещений для голосования, рассматриваются судом апелляционной инстанции не позднее дня, следующего за днем поступления апелляционной жалобы, представления в суд апелляционной инстанции.";
в) в части 7 слова "в двухмесячный срок" заменить словами "в течение одного месяца";
120) в статье 307:
а) часть 2 изложить в следующей редакции:
"2. Если иное не установлено настоящим Кодексом, рассмотрение административного дела по апелляционным жалобе, представлению осуществляется коллегиально.
При подаче апелляционных жалобы, представления на решение суда, принятое в порядке упрощенного (письменного) производства, административное дело рассматривается в суде апелляционной инстанции судьей единолично. Вместе с тем с учетом характера и сложности обстоятельств административного дела оно может быть рассмотрено в суде апелляционной инстанции коллегиально, о чем председателем суда, его заместителем, председателем судебного состава выносится определение.";
б) часть 3 изложить в следующей редакции:
"3. Заседание суда апелляционной инстанции открывает судья - председательствующий в судебном заседании, который объявляет, какое административное дело рассматривается, кем поданы апелляционные жалоба, представление и на решение какого суда, выясняет, кто из лиц, участвующих в деле, их представителей, поверенных явился, устанавливает личность явившихся, проверяет полномочия должностных лиц, полномочия представителей, поверенных, наличие у представителей документов, указанных в части 3 статьи 55 настоящего Кодекса, и разъясняет лицам, участвующим в деле, представителям, поверенным их процессуальные права и обязанности.";
в) первое предложение части 5 дополнить словом ", поверенных";
г) часть 6 после слова "представителей" дополнить словом ", поверенных";
д) в части 8 слова "за исключением случаев рассмотрения частных жалоб в порядке упрощенного производства" заменить словами "за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом";
121) в части 2 статьи 308 слово "только" исключить;
122) дополнить пункт 3 статьи 309 словами ", если решение суда первой инстанции принято в соответствии с частью 5 статьи 138 настоящего Кодекса либо в случае нарушения правил о ведении аудио-протоколирования судебного заседания";
123) дополнить пункт 6 части 1 статьи 310 словами ", нарушения правил о ведении аудио-протоколирования судебного заседания";
124) в статье 311:
а) в части второй:
абзац первый и пункт 1 изложить в следующей редакции:
"2. В апелляционном определении указываются:
1) номер дела, присвоенный судом первой инстанции, дата и место вынесения определения;";
пункты 5 и 6 изложить в следующей редакции:
"5) обстоятельства дела, установленные судом апелляционной инстанции; доказательства, на которых основаны выводы суда об этих обстоятельствах; законы и иные нормативные правовые акты, которыми руководствовался суд при вынесении определения; мотивы, по которым суд отклонил те или иные доказательства и не применил законы и иные нормативные правовые акты, на которые ссылались лица, участвующие в деле;
6) мотивы, по которым суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции, если его решение было отменено полностью или в части;";
дополнить пунктом 7 следующего содержания:
"7) выводы суда по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления.";
б) часть третью изложить в следующей редакции:
"3. Суд апелляционной инстанции может не составлять мотивированное апелляционное определение, если решение суда первой инстанции оставлено им без изменения при условии, что в апелляционных жалобе, представлении отсутствуют доводы, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, и при рассмотрении дела судом апелляционной инстанции не были приняты новые доказательства.";
125) в статье 315:
а) часть 2 изложить в следующей редакции:
"2. Рассмотрение частной жалобы, представления прокурора на определение суда первой инстанции, за исключением определений о приостановлении производства по административному делу, о прекращении производства по административному делу, об оставлении административного искового заявления без рассмотрения или об отказе в удовлетворении заявления, представления прокурора о пересмотре судебных актов по новым или вновь открывшимся обстоятельствам, осуществляется по правилам, установленным настоящей главой, без проведения судебного заседания, в сроки, установленные статьей 305 настоящего Кодекса.";
б) дополнить частью 2.1 следующего содержания:
"2.1. Дела по частным жалобам, представлениям прокурора на определения рассматриваются в апелляционном порядке судьями соответствующих судов единолично, за исключением случаев, когда обжалуемое определение вынесено коллегиальным составом суда.";
126) в части 4 статьи 318 слово "судом" заменить словами "судьей суда";
127) в пункте 3 части 2 статьи 319 после слов "с которыми заявитель не согласен" дополнить словами ", если такие апелляционные определения были обжалованы в президиум соответственно верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа";
128) в статье 320:
а) пункт 5 части 1 изложить в следующей редакции:
"5) номер административного дела, присвоенный судом первой инстанции, указание на судебные акты, которые обжалуются;";
б) дополнить частью 6.1 следующего содержания:
"6.1. Лица, не обладающие государственными или иными публичными полномочиями, подающие кассационную жалобу в электронном виде, вправе направить копии кассационной жалобы и приложенных к ней документов лицам, участвующим в деле, обладающим государственными или иными публичными полномочиями, посредством официального сайта соответствующего органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет.
В случае, если кассационная жалоба и приложенные к ней документы поданы в суд в электронном виде, суд кассационной инстанции вправе направить копии кассационной жалобы и приложенных к ней документов лицам, участвующим в деле, обладающим государственными или иными публичными полномочиями, посредством размещения их на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа и (или) сообщить лицам, участвующим в деле, о возможности ознакомления с такими документами и изготовления их копий в суде.";
в) в части 8 слово "судом" заменить словами "судьей суда";
129) статью 324 изложить в следующей редакции:
"Статья 324. Отказ в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции
1. Судья, установив по результатам изучения кассационных жалобы, представления отсутствие оснований, указанных в статье 328 настоящего Кодекса, выносит определение об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
2. Определение судьи об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции должно содержать:
1) номер административного дела, присвоенный судом первой инстанции, дату и место вынесения определения;
2) фамилию и инициалы судьи, вынесшего определение;
3) наименование или фамилию, имя и отчество (при наличии) лица, подавшего кассационные жалобу, представление;
4) указание на судебные акты, которые обжалуются;
5) вывод об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Судья вправе по собственной инициативе изложить в определении мотивы отказа в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
3. В случае, если при рассмотрении кассационной жалобы, представления будет установлено, что имеется обстоятельство, предусмотренное пунктом 5 части 1 статьи 350 настоящего Кодекса, судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче кассационной жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, в котором указывает на возможность пересмотра обжалуемого судебного акта по новым обстоятельствам.";
130) пункт 1 части 1 статьи 325 изложить в следующей редакции:
"1) номер административного дела, присвоенный судом первой инстанции, дату и место вынесения определения;";
131) в статье 327:
а) часть 3 после слова "представители" дополнить словом ", поверенные";
6) дополнить частью 9 следующего содержания:
"9. Судебное заседание по рассмотрению кассационных жалобы, представления на судебный приказ проводится без вызова лиц, участвующих в деле. С учетом характера и сложности обстоятельств административного дела лица, участвующие в деле, могут быть извещены о времени и месте проведения судебного заседания суда кассационной инстанции.";
132) в части 2 статьи 329 слова и цифры "По административным делам, затрагивающим интересы неопределенного круга лиц, а также интересы физического лица по административным делам, перечисленным в главах 28-31 настоящего Кодекса," заменить словами и цифрами "По административным делам, затрагивающим интересы неопределенного круга лиц, а также по административным делам, указанным в главах 28-31.1 настоящего Кодекса,";
133) пункт 2 части 2 статьи 330 изложить в следующей редакции:
"2) номер административного дела, присвоенный судом первой инстанции, дата и место принятия судебного акта;";
134) в части 4 статьи 333 слово "судом" заменить словами "судьей суда";
135) в статье 334:
а) пункт 5 части 1 изложить в следующей редакции:
"5) номер административного дела, присвоенный судом первой инстанции, указание на судебные акты, которые обжалуются;";
б) в части 6 слово "судом" заменить словами "судьей суда";
136) часть 1 статьи 335 дополнить пунктом 2.1 следующего содержания:
"2.1) надзорные жалоба, представление поданы на судебные акты, не указанные в части 2 статьи 332 настоящего Кодекса;";
137) в статье 338:
а) пункт 1 изложить в следующей редакции:
"1) номер административного дела, присвоенный судом первой инстанции, дату и место вынесения определения;";
б) дополнить абзацем седьмым следующего содержания:
"В случае, если при рассмотрении надзорных жалобы, представления будет установлено, что имеется обстоятельство, предусмотренное пунктом 5 части 1 статьи 350 настоящего Кодекса, судья Верховного Суда Российской Федерации выносит определение об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации, в котором указывает на возможность пересмотра обжалуемого судебного акта по новым обстоятельствам.";
138) пункт 1 части 1 статьи 339 изложить в следующей редакции:
"1) номер административного дела, присвоенный судом первой инстанции, дату и место вынесения определения;";
139) часть 6 статьи 340 после слова "представители" дополнить словом ", поверенные";
140) пункт 2 статьи 343 изложить в следующей редакции:
"2) номер административного дела, присвоенный судом первой инстанции, дата и место принятия постановления;";
141) в статье 346:
а) пункт 7 части 2 изложить в следующей редакции:
"7) пунктом 5 части 1 статьи 350 настоящего Кодекса, - со дня опубликования постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации, обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации. В случае, если наличие обстоятельства, предусмотренного пунктом 5 части 1 статьи 350 настоящего Кодекса, выявлено при рассмотрении кассационных жалобы или представления, надзорных жалобы или представления, трехмесячный срок подачи заявления, представления исчисляется со дня получения заявителем копии определения об отказе в передаче кассационных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции, определения об отказе в передаче надзорных жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда Российской Федерации;";
б) в части 4 слово "ходатайство" заменить словами "заявление о восстановлении пропущенного срока", слова "рассматривается судом" - словами "подается в суд";
в) в части 5 слова ", если исчерпана возможность для обращения в суд апелляционной и кассационной инстанций" исключить;
142) в статье 347:
а) в пункте 4 части 2 слова "номер административного дела суда, в который подано заявление" заменить словами "номер административного дела, присвоенный судом первой инстанции";
б) часть 4 дополнить вторым предложением следующего содержания:
"При этом копии заявления, представления и приложенных к нему документов могут быть направлены лицу, участвующему в деле, обладающему государственными или иными публичными полномочиями, посредством официального сайта соответствующего органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".";
143) часть 3 статьи 348 дополнить абзацем вторым следующего содержания:
"В случае, если заявление, представление и приложенные к нему документы поданы в суд в электронном виде, они направляются лицам, участвующим в деле, посредством размещения на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в режиме ограниченного доступа и (или) указанным лицам сообщается о возможности ознакомления с такими документами и изготовления их копий в суде";
144) пункт 5 части 1 статьи 350 изложить в следующей редакции:
"5) определение либо изменение в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации, постановлении Президиума Верховного Суда Российской Федерации, обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации, утвержденном Президиумом Верховного Суда Российской Федерации, практики применения правовой нормы, если в соответствующем акте Верховного Суда Российской Федерации содержится указание на возможность пересмотра вступивших в законную силу судебных актов в силу данного обстоятельства;".
<< Статья 2 Статья 2 |
Статья 4 >> Статья 4 |
|
Содержание Проект федерального закона N 383208-7 "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, Арбитражный... |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.