Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 381549-7 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов" (далее - законопроект) разработан в целях совершенствования законодательства Российской Федерации в сфере лесовосстановления и лесоразведения.
В соответствии с законопроектом лесовосстановление осуществляется в целях восстановления вырубленных, погибших, поврежденных лесов, сохранения полезных функций лесов, их биологического разнообразия естественным, искусственным или комбинированным способом, согласно правилам лесовосстановления, в соответствии с проектом лесовосстановления.
Предложено установить, что обязательства по лесовосстановлению на лесных участках, предоставленных в аренду, постоянное бессрочное пользование, безвозмездное пользование осуществляется всеми лицами, использующими леса, на основании проекта освоения лесов.
В соответствии с законопроектом лица, использующие леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Лесной кодекс), должны будут осуществлять мероприятия по лесовосстановлению (лесоразведению) в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на землях лесного фонда или на землях иных категорий, на площади, равной площади рубки лесных насаждений в соответствии с проектом лесовосстановления или лесоразведения соответственно в порядке, который будет установлен Правительством Российской Федерации.
Обязанность по выполнению работ по лесовосстановлению или лесоразведению не распространяется на лиц, использующих леса для эксплуатации линейных объектов, для геологического изучения недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, при осуществлении ими рубок в границах созданных охранных зон в целях обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации объектов, связанных с выполнением работ по геологическому изучению недр и разработкой месторождений полезных ископаемых, линейных объектов.
В соответствии с законопроектом лица, ходатайствующие о переводе земель лесного фонда в земли иных категорий, за исключением случаев перевода земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий, или о переводе земель, указанных в части 3 статьи 23 Лесного кодекса, в земли иных категорий, обязаны не позднее чем через один год после такого перевода выполнить работы по лесовосстановлению или лесоразведению в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации на площади, равной площади участков, переводимых из состава таких земель, в соответствии с проектом лесовосстановления или лесоразведения соответственно в порядке, который будет установлен Правительством Российской Федерации.
Законопроектом предлагается устранить правовую коллизию, заключающуюся в том, что в соответствии с действующими нормами Лесного кодекса Российской Федерации невыполнение проекта освоения лесов лицами, использующими леса на основании права безвозмездного пользования, является основанием для принудительного прекращения такого права. Вместе с тем обязанность по составлению проекта освоения лесов при такой форме использования лесов не предусмотрена.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов"
Расчет финансово-экономического обоснования реализации положений проекта федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов" (далее - законопроект) сформирован на основании следующих параметров.
I. Частью 4 статьи 1 законопроекта Лесной кодекс Российской Федерации (далее - Лесной кодекс) предлагается дополнить статьей 63.1 "Особенности лесовосстановления и лесоразведения отдельными категориями лиц".
В результате реализации предлагаемых норм могут быть получены следующие финансово-экономические результаты.
а) частью 1 проектируемой статьи 63.1 Лесного кодекса предусматривается обязанность лиц, использующих леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса компенсировать площадь вырубленных лесных насаждений лесовосстановлением (лесоразведением) в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на площадях равных по площади рубки лесных насаждений.
В 2016 году в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса на землях лесного фонда заготовлено 12 045 284,80 куб. м. При среднем запасе древесины на 1га земель лесного фонда равным 103,4 куб. м/га, площадь лесных участков на которых осуществлялась вырубка составила 116 492,12 га лесных земель.
12 045 284,80 куб. м/103,4 куб. м/га = 116 492,12 га.
Предполагается, что на лесных участках, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, и лесных участках, находящихся в муниципальной собственности, лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса, будет осуществлена рубка лесных насаждений на площади 15 150 га и 2 340 га соответственно.
В соответствии с формой отчета 1-Субвенции1 в 2016 году за счет субвенций федерального бюджета произведено лесовосстановление на площади 118 715,7 га, при этом объем субвенций федерального бюджета, затраченный на данные мероприятия, составил 786 143 400,0 руб.
Таким образом, затраты на 1 га в среднем составили:
786 143 400 руб. /118 715,7 га = 6 622,07 руб./га.
Таким образом, расходы лиц, использующих леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса и осуществляющих рубку лесных насаждений, составят 887 238 тыс. руб.:
(116 492,12 га + 15 150 га + 2 340) х 6 622,07 руб./га = 887 238 тыс. руб.
Указанные затраты лиц, использующих леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса и осуществляющих рубку лесных насаждений, одновременно являются экономией средств бюджетной системы, которая в зависимости от собственности на лесной участков, на котором вырублены лесные насаждения, распределяется следующим образом:
- федерального бюджета в случае, если вырублены лесные насаждения на землях лесного фонда, землях обороны и безопасности, особо охраняемых природных территорий, на которых расположены леса, в размере 771 419 тыс. руб.:
116 492,12 га х 6 622,07 =771 419 тыс. руб.;
- бюджетов субъектов Российской Федерации в случае, если вырублены лесные насаждения на лесных участках, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации, в размере = 100 324 тыс. руб.:
15 150 га х 6 622,07 = 100 324 тыс. руб.;
- местных бюджетов в случае, если вырублены лесные насаждения на землях населенных пунктов на лесных участках, находящихся в муниципальной собственности, в размере 15 495 тыс. руб.:
2 340 га х 6 622,07 = 15 495 тыс. руб.
б) частью 2 проектируемой статьи 63.1 Лесного кодекса предусматривается обязанность лиц, ходатайствующих о переводе земель лесного фонда в земли иных категорий, за исключением случаев перевода земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий, или о переводе земель, указанных в части 3 статьи 23 Лесного кодекса, в земли иных категорий компенсировать площадь вырубленных лесных насаждений лесовосстановлением (лесоразведением) в границах территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на площадях равных по площади рубки лесных насаждений.
В 2016 году был осуществлен перевод земель лесного фонда в земли иных категорий (без учета площадей переводов в земли особо охраняемых природных территорий) на площади около 3000 га. Таким образом, проектируемые расходы лиц, ходатайствующих о переводе, которые одновременно являются экономией средств федерального бюджета, будут составлять 19 866 тыс. руб. ежегодно, при базовом расчете:
3 000 га х 6 622,07 руб./га = 19 866 тыс. руб.
II. Пунктом 7 статьи 1 законопроекта предлагается уточнить полномочия субъектов Российской Федерации по осуществлению мероприятий по лесоразведению.
В соответствии с изменяемой статьей 63 Лесного кодекса лесоразведение осуществляется для предотвращения водной, ветровой и иной эрозии почв, создания защитных лесов и иных целей, связанных с повышением потенциала лесов.
Осуществление мероприятий по лесоразведению на землях лесного фонда потребует дополнительного финансирования из федерального бюджета оценочно в размере до 9 454,7 тыс. руб.
Учитывая, что площадь работ по лесоразведению планируется ежегодно до 360 га, дополнительная потребность из федерального бюджета на финансирование комплекса работ по лесоразведению составит сумму расходов на проведение подготовки почвы (по данным 2016 года расходы составили 4 058,25 руб./га), агротехническим ухода (по данным 2016 года расходы составили 2 158,36 руб./га) и дополнению посаженных лесных культур (по данным 2016 года расходы составили 314,45 руб./га).
360 га х (15 731,18 руб./га + 4 058,25 руб./га + 2 158,36 руб./га + 4 315,45 руб./га) = 9 454,7 тыс. руб.
III. Реализация законопроекта потребует усиления мероприятий по мониторингу и контролю за воспроизводством лесов, что повлечет дополнительные расходы федерального бюджета на выполнение соответствующих мероприятий, ежегодно в объеме не ниже 216 719,2 тыс. руб.
IV. Таким образом, совокупный финансово-экономический эффект для бюджетной системы Российской Федерации от реализации законопроекта может составить ежегодно:
Наименование |
Сумма, тыс. руб. |
Дополнительные расходы федерального бюджета | |
- осуществление лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса и осуществившими рубку лесных насаждений, лесовосстановления на не арендованных лесных участках, расположенных на землях лесного фонда |
-771419 |
- осуществление лицами, ходатайствующими о переводе земель лесного фонда в земли иных категорий, за исключением случаев перевода земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий, или о переводе земель, указанных в части 3 статьи 23 настоящего Кодекса, в земли иных категорий, лесовосстановления на не арендованных лесных участках |
- 19 866 |
- осуществление мероприятий по лесоразведению на землях лесного фонда |
+ 9 446,89 |
- дополнительные расходы федерального бюджета на выполнение мероприятий по государственному мониторингу воспроизводства лесов |
+ 216 719,20 |
Итого |
- 565 118,91 |
Дополнительные расходы субъектов Российской Федерации | |
- осуществление лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса и осуществившими рубку лесных насаждений, лесовосстановления на не арендованных лесных участках, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации |
- 100 324 |
Итого |
- 100 324 |
Дополнительные расходы местных бюджетов | |
- осуществление лицами, использующими леса в соответствии со статьями 43 - 46 Лесного кодекса и осуществившими рубку лесных насаждений, лесовосстановления на не арендованных лесных участках, находящихся в муниципальной собственности |
- 15 495 |
Итого |
15 495 |
------------------------------
1 Расчет сделан по данным формы отчета 1-Субвенции за 2016 год.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов"
В связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации в части совершенствования воспроизводства лесов" (далее - законопроект) не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации.
В связи с законопроектом не потребуется признания утратившими силу или приостановления нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.
В связи с законопроектом потребуется внести изменения в Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219.
Примерный срок подготовки проекта постановления Правительства Российской Федерации, связанного с внесением указанных изменений - I квартал 2018 г.
Краткое описание проекта постановления:
цель правового регулирования - устранение пробелов правового регулирования;
содержание правового регулирования - общественные отношения, связанные с использованием и воспроизводством лесов;
предмет правового регулирования - внесение изменения в Положение о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. N 1219, в части наделения Минприроды России полномочием по установлению состава проекта лесовосстановления и лесоразведения и порядка его разработки, требований к лицам, осуществляющим лесовосстановление, порядка размещения органом государственной власти субъекта Российской Федерации аналитической информации о площадях, на которых возможно лесовосстановление и лесоразведение, о площадях, на которых планируется и на которых выполнено лесовосстановление и лесоразведение.
Головной исполнитель по разработке проекта постановления - Минприроды России.
В связи с законопроектом потребуется установить порядок, в соответствии с которым лица, использующие леса в соответствии со статьей 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, выполняют работы по лесовосстановлению или лесоразведению после рубки лесных насаждений.
Примерный срок подготовки проекта постановления Правительства Российской Федерации -1 квартал 2018 г.
Краткое описание проекта постановления:
цель правового регулирования - устранение пробелов правового регулирования;
предмет правового регулирования - общественные отношения, связанные с лесовосстановлением и лесоразведением;
содержание правового регулирования - установление порядка, в соответствии с которым лица, использующие леса в соответствии со статьей 43 - 46 Лесного кодекса Российской Федерации, выполняют работы по лесовосстановлению или лесоразведению после рубки лесных насаждений.
Головной исполнитель по разработке проекта постановления - Минприроды России. Соисполнитель по разработке проекта постановления - Минэкономразвития России.
В связи с законопроектом потребуется установить порядок, в соответствии с которым лица, ходатайствующие о переводе земель лесного фонда в земли иных категорий, за исключением случаев перевода земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий, или о переводе земель, указанных в части 3 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации, в земли иных категорий, выполняют работы по лесовосстановлению или лесоразведению.
Примерный срок подготовки проекта постановления Правительства Российской Федерации -1 квартал 2018 г.
Краткое описание проекта постановления:
цель правового регулирования - устранение пробелов правового регулирования;
предмет правового регулирования - общественные отношения, связанные с лесовосстановлением и лесоразведением;
содержание правового регулирования - установление порядка, в соответствии с которым лица, ходатайствующие о переводе земель лесного фонда в земли иных категорий, за исключением случаев перевода земель лесного фонда в земли особо охраняемых территорий, или о переводе земель, указанных в части 3 статьи 23 Лесного кодекса Российской Федерации, в земли иных категорий, выполняют работы по лесовосстановлению или лесоразведению.
Головной исполнитель по разработке проекта постановления - Минприроды России. Соисполнитель по разработке проекта постановления - Минэкономразвития России.
В связи с законопроектом не потребуется приостановление нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.
В связи с законопроектом потребуется внести изменения в приказ Минприроды России от 29 июня 2016 г. N 375 "Об утверждении правил лесовосстановления".
Примерный срок подготовки проекта приказа Минприроды России, связанного с внесением указанных изменений, I квартал 2018 г.
Головной исполнитель по разработке проекта приказа - Минприроды России.
В связи с законопроектом потребуется издание приказов Минприроды России:
"Об утверждении состава проекта лесовосстановления и лесоразведения и порядка его разработки";
"Об утверждении требований к лицам, осуществляющим лесовосстановление";
"Об установлении порядка размещения органом государственной власти субъекта Российской Федерации аналитической информации о площадях, на которых возможно лесовосстановление и лесоразведение, о площадях, на которых планируется и на которых выполнено лесовосстановление и лесоразведение";
"Об утверждении Правил лесоразведения";
"Об утверждении состава проекта освоения лесов, порядка его разработки и внесения в него изменений".
Примерный срок издания указанных приказов Минприроды России - I квартал 2018 г.
Головной исполнитель по разработке проектов приказов - Минприроды России.
В связи с законопроектом потребуется признание утратившими силу приказов Рослесхоза от 10 января 2012 г. N 1 "Об утверждении Правил лесоразведения" и от 29 февраля 2012 г. N 69 "Об утверждении состава проекта освоения лесов и порядка его разработки".
Примерный срок издания указанных приказов Рослесхоза - I квартал 2018 г.
Головной исполнитель по разработке проектов приказов - Рослесхоз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.