Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 384817-7 "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона направлен на совершенствование системы расчетов российских операторов связи за услуги международной электросвязи в соответствии с международным правом и предусматривает норму прямого действия в части зачета встречных требований и обязательств между российскими операторами связи и иностранными операторами связи, вытекающих из договоров об оказании услуг международной электросвязи, включая услуги международного роуминга.
Статья 19 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон "О валютном регулировании и валютном контроле") содержит требование репатриации средств, причитающихся резидентам по условиям внешнеторговых договоров (контрактов). В ряде случаев данная норма понимается как фактический запрет зачета взаимных требований резидентов и нерезидентов по внешнеторговым контрактам, если такая возможность зачета прямо не предусмотрена законом, что подтверждается складывающейся судебной практикой (например, Постановление Верховного Суда РФ от 11.08.2015 N 305-АД15-7309 по делу N А41-47485/2014, Постановление Верховного Суда РФ от 11.08.2015 N 305-АД15-7312 по делу N А41-47488/2014, Определение Верховного Суда РФ от 08.07.2015 N 305-ЭС15-7389 по делу N А40-52720/2014).
Отсутствие в Законе "О валютном регулировании и валютном контроле" прямой нормы о возможности резидентов, являющихся операторами связи, осуществлять зачет встречных требований с нерезидентами по договорам, предусматривающим оказание услуг международной электросвязи, включая услуги международного роуминга, может создавать препятствия для проведения зачета встречных требований по обязательствам, вытекающих из таких договоров.
Вместе с тем, Регламент международной электросвязи, принятый Всемирной административной конференцией по телеграфии и телефонии в Мельбурне 9 декабря 1988 года, в том числе в редакции, принятой 14 декабря 2012 года на Всемирной конференции по международной электросвязи в Дубае (далее - Регламент международной электросвязи), содержит норму, предусматривающую возможность проведения зачета во взаиморасчетах организаций электросвязи.
Согласно части 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации, части 2 статьи 5 Федерального закона от 15.07.1995 г. N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации", если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.
Федеральным законом от 30.03.1995 N 37-ФЗ Российская Федерация ратифицировала Устав Международного союза электросвязи (далее - Устав). В силу статьей 4, 54 Устава Регламент международной электросвязи является составной его частью и, соответственно, имеет силу международного договора.
Кроме того, в соответствии со статьей 20 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ "О международных договорах Российской Федерации" указанный Регламент международной электросвязи был утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 января 2018 г. N 45-р.
Внесение дополнений в статью 19 Закона "О валютном регулировании и валютном контроле" позволит, используя применяемый в Российской Федерации понятийный аппарат, устранить правовую неопределенность регулирования расчетов за услуги международной электросвязи и сблизить российское законодательство с нормами Регламента международной электросвязи.
С учетом обычаев делового оборота и сложившейся международной практики проведение зачета встречных требований по обязательствам, вытекающим из договоров об оказании услуг международной электросвязи, включая услуги международного роуминга, между нерезидентом и резидентом, являющимися операторами связи, осуществляется, в том числе, через специализированные расчетные организации (клиринговые дома).
К числу функций таких специализированных расчетных организаций относится обеспечение взаиморасчетов за услуги международного роуминга и услуги международного пропуска трафика, формирование и обмен счетами между партнерами, корректировка ранее выставленных счетов, получение и отправка платежей.
Специализированные расчетные организации в сфере международных услуг электросвязи являются членами международной Ассоциации GSM, действуют в соответствии с ее стандартами и рекомендованы к использованию регламентами Международного союза электросвязи.
Следует также отметить, что поскольку российские операторы связи в отдельных случаях сталкиваются с задержкой платежей от иностранных операторов связи, возможность проведения зачета встречных требований, в том числе с использованием специализированных расчетных организаций, способствует защите интересов участников отечественного телекоммуникационного рынка при получении валютных платежей, а также повышению финансовой дисциплины.
При этом проведение зачетов встречных требований с привлечением специализированных расчетных организаций является распространенной практикой и в иных отраслях, например, в транспортной сфере (пункт 4 части 2 статьи 19 Закона "О валютном регулировании и валютной контроле"). Осуществление зачета встречных требований между российскими и иностранными операторами связи способствует сокращению издержек при оказании услуг международной электросвязи, в том числе при нахождении абонентов в роуминге.
Важно дополнительно отметить, что сложившиеся особенности потребления услуг влекут дисбаланс в суммах встречных платежей между российскими операторами связи и иностранными операторами связи. На примере, международного межоператорского роуминга можно констатировать, что российские операторы связи платят больше, ввиду того, что количество абонентов-роумеров из России в иные страны и объем потребляемых ими услуг больше, чем число иностранных абонентов-роумеров и потребляемых ими объемов услуг. Фактически сумма платежей от иностранных операторов связи в адрес российских операторов связи по роуминговым соглашениям составляет более 14 млрд. рублей ежегодно, а платежи от российских операторов в адрес иностранных - более 18,7 млрд. рублей.
Сумма платежей в системе межоператорских отношений, определяющей условия и размер взаиморасчетов между операторами за предоставляемый ими трафик, от иностранных операторов связи в адрес российских операторов связи составляет порядка 25,6 млрд. рублей ежегодно, а платежи от российских операторов в адрес иностранных - порядка 60 млрд. рублей ежегодно.
Появление в законодательстве нормы прямого действия о возможности зачета по указанным обязательствам позитивно повлияет на финансовую эффективность российских операторов связи и сократит объемы валютных платежей из Российской Федерации за рубеж.
Принятие данного проекта федерального закона также положительно скажется на конкурентоспособности российских операторов связи на международном рынке за счет внедрения новых способов взаиморасчетов, отвечающих требованиям международного права, а также позволит приблизить российское регулирование к международной бизнес-практике.
По законопроекту получены заключения Центрального банка России (от 26.12.2017 N 014-12/10442) и Федеральной службы по финансовому мониторингу (от 28.12.2017 N 01-01-27/26052), которые не содержат концептуальных возражений против предлагаемых законодательных изменений.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, а также не повлечет каких-либо изменений финансовых обязательств государства.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия иных законодательных актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.