Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 387302-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования исполнения судебных актов"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования исполнения судебных актов" (далее - законопроект) подготовлен в целях совершенствования порядка представления интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в судах по искам о взыскании денежных средств за счет средств казны Российской Федерации (средств федерального бюджета), субъекта Российской Федерации и муниципальных образований и исполнения судебных актов, а также направлен на реализацию проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования компенсаторного судебного средства правовой защиты от нарушений, связанных с необеспечением надлежащих условий содержания под стражей и в местах лишения свободы)", разработанного Минюстом России в рамках исполнения постановления Европейского Суда по правам человека от 10 января 2012 г. по жалобам N 42525/07 и N 60800/08 "Ананьев и другие против Российской Федерации".
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в части закрепления полномочий главного распорядителя бюджетных средств, представлявшего в суде интересы публично-правового образования в соответствии с пунктом 3 статьи 158 Кодекса, представлять интересы соответствующего публично-правового образования в делах о взыскании денежных средств в порядке регресса с лиц, чьи виновные действия (бездействия) повлекли возмещение вреда за счет казны публично-правового образования.
Также законопроектом предлагается уточнить полномочия главных распорядителей бюджетных средств представлять интересы публично-правовых образований в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами.
Полномочия главных распорядителей бюджетных средств по представлению в судах интересов публично-правовых образований закреплены в различных федеральных законах, в частности в Федеральных законах от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и от 30 апреля 2010 г. N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок".
Например, в случаях, установленных частью 9 статьи 3 Федерального закона от 30 апреля 2010 г. N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок", главные распорядители средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации наравне с финансовыми органами представляют интересы публично-правовых образований по делам о присуждении компенсации за нарушения права на уголовное судопроизводство в разумный срок в досудебном производстве, а также права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Предлагаемые изменения позволят конкретизировать полномочия государственных органов при реализации публично-правовым образованием права регресса, установленного пунктом 3.1 статьи 1081 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Также статью 158 Кодекса предлагается дополнить положениями, корреспондирующими с положениями проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования компенсаторного судебного средства правовой защиты от нарушений, связанных с необеспечением надлежащих условий содержания под стражей и в местах лишения свободы)", в части определения полномочий главного распорядителя бюджетных средств выступать в суде от имени публично-правового образования в качестве представителя ответчика по заявлениям, искам к публично-правовому образованию о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок.
Указанные изменения статьи 158 Кодекса будут способствовать повышению эффективности работы главных распорядителей бюджетных средств по представлению в судах интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
Законопроектом предлагается внести изменения в положения статей 242.1 и 242.2 Кодекса, касающиеся порядка исполнения судебных актов о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Исполнение судебных актов о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении за счет казны Российской Федерации возлагается на Министерство финансов Российской Федерации.
Законопроектом предлагается внести в статьи 242.1 - 242.6 Кодекса изменения в части исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов, в целях совершенствования процедуры исполнения исполнительных документов.
Данными изменениями предлагается:
уточнить положения о порядке и сроках уведомления финансовых органов главным распорядителем средств бюджета, представляющим интересы публично-правового образования в суде, о принятии судом к производству дела по исковому заявлению и датах его рассмотрения, о результатах обжалования судебных актов;
закрепить положения, направленные на реализацию главными распорядителями бюджетных средств права регресса публично-правовых образований к лицу, в связи с незаконными действиями (бездействием) которого произведено возмещение вреда;
установить обязанность финансового органа производить расчеты средств на выплаты по исполнительному листу о взыскании денежных средств за счет казны публично-правового образования в случае, если исполнительный документ предусматривает индексацию присужденной суммы;
уточнить положения, устанавливающие обязанность органов, исполняющих судебные акты, направлять взыскателю уведомление об уточнении реквизитов банковского счета, на который должны быть перечислены денежные средства, подлежащие взысканию при невозможности перечисления денежных средств по представленным взыскателям реквизитам банковского счета;
дополнить положения Кодекса об исключении операций по исполнению исполнительных документов из приостановления операций по исполнению судебных актов, предусматривающих взыскание на средства бюджетов системы Российской Федерации, операциями по исполнению решений налоговых органов.
В статье 242.2 Кодекса, во взаимосвязи с положениями пункта 3 статьи 158 Кодекса, предлагается установить обязанность главных распорядителей (распорядителей) средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных образований в обязательном порядке представлять в финансовые органы информацию о результатах рассмотрения всех судебных дел о взыскании денежных средств как за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации, казны муниципального образования, так и за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования, по которым главный распорядитель средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации привлечен судом в качестве представителя ответчика либо ответчика, а также информацию о наличии оснований для обжалования судебного акта.
В результате внесения предлагаемых изменений в пункты 2-4 статьи 242.2 Кодекса финансовыми органами публично-правовых образований будут установлены единые требования:
1) к формату представления главными распорядителями бюджетных средств информации в финансовый орган;
2) способу ее направления;
3) перечню представляемых сведений.
Статьей 2 законопроекта положения о внесении изменений в статьи 242.1 и 242.2 Кодекса в части порядка исполнения судебных актов о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении предлагаются к вступлению в силу с 1 января 2020 г., поскольку в указанный срок предусматривается вступление в силу проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части совершенствования компенсаторного судебного средства правовой защиты от нарушений, связанных с необеспечением надлежащих условий содержания под стражей и в местах лишения свободы)", направленного на совершенствование российских правозащитных механизмов восстановления нарушенных прав в результате ненадлежащих условий содержания под стражей, в исправительных учреждениях, в том числе возмещения причиненного вреда.
Положения законопроекта соответствуют положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования исполнения судебных актов"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования исполнения судебных актов" не потребуют дополнительных расходов из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования исполнения судебных актов"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования исполнения судебных актов" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных законодательных актов Российской Федерации.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования исполнения судебных актов"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части совершенствования исполнения судебных актов" потребует принятия приказа Министерства финансов Российской Федерации, утверждающего порядок представления главными распорядителями бюджетных средств финансовому органу информации о результатах рассмотрения дела в суде, о наличии оснований для обжалования судебного акта и его результатах, а также информации о ходе реализации главным распорядителем бюджетных средств права регресса.
Цель: совершенствование процедуры исполнения исполнительных документов.
Предмет правового регулирования: порядок представления главными распорядителями бюджетных средств информации финансовому органу.
Содержание правового регулирования: предусматривается представление главными распорядителями бюджетных средств финансовому органу информации о результатах рассмотрения дела в суде, о наличии оснований для обжалования судебного акта и его результатах, а также информации о ходе реализации главным распорядителем бюджетных средств права регресса.
Ответственный исполнитель: Министерство финансов Российской Федерации.
Срок подготовки: 31 декабря 2018 г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.