Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 388996-7 "О внесении изменений в статьи 284 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статьи 284 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" подготовлен в целях поддержки дальнейшего развития особых экономических зон.
Институт особых экономических зон (далее - ОЭЗ) в Российской Федерации действует с 2006 года. Целью создания ОЭЗ является развитие обрабатывающих отраслей экономики, высокотехнологичных отраслей экономики, развития туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур, разработки технологий и коммерциализации их результатов, производства новых видов продукции.
Основными инструментами достижения указанных целей являются государственные инвестиции в создание привлекательной инфраструктуры ОЭЗ и специальный режим налоговых и таможенных преференций для резидентов ОЭЗ, стимулирующих их ускоренное развитие.
Кроме того, для обеспечения инвестиционной привлекательности ОЭЗ статьей 38 Федерального закона от 22.07.2005 N 116-ФЗ "Об особых экономических зона в Российской Федерации" установлены гарантии резидентам-инвесторам от неблагоприятных изменений законодательства о налогах и сборах.
Несмотря на вышеуказанные гарантии, в Налоговый кодекс Российской Федерации Федеральным законом от 30.11.2011 N 365-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" внесены поправки, касающиеся увеличения для резидентов технико-внедренческих ОЭЗ и туристско-рекреационных ОЭЗ, объединенных решением Правительства Российской Федерации в кластер, ставки налога на прибыль, подлежащей уплате в федеральный бюджет с 0% до 2% с 1 января 2018 года, и Федеральным законом 03.07.2016 N 243-ФЗ касающиеся резкого увеличения для резидентов страховых взносов - с 14% в 2017 году до 28% в 2019 году.
Кроме того, Федеральным законом N 436-ФЗ от 28.12.2017 "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" пониженные страховые взносы предусмотрены только для российских организаций, которые осуществляют деятельность в области информационных технологий, разрабатывают и реализуют разработанные ими программы для ЭВМ, базы данных на материальном носителе или в форме электронного документа по каналам связи независимо от вида договора и (или) оказывают услуги (выполняют работы) по разработке, адаптации, модификации программ для ЭВМ, баз данных программных средств и информационных продуктов вычислительной техники), устанавливают, тестируют и сопровождают программы для ЭВМ, баз данных
Действовавшие до 1 января 2018 года пониженные тарифы страховых взносов для резидентов технико-внедренческих ОЭЗ являлись важнейшим инструментом привлечения инвесторов и формирования инвестиционной привлекательности особых экономических зон.
Характер реализации проектов резидентов технико-внедренческих ОЭЗ предполагает создание новых продуктов, разработок и технологий, направленных как на импортозамещение, так и на импортоопережение, являющиеся основными векторами развития российской экономики. В силу подобной специфики деятельности компании-резиденты привлекают квалифицированный и высокооплачиваемый персонал, таким образом, увеличивая расходы на формирование фонда оплаты труда по сравнению с компаниями-резидентами других типов особых экономических зон. По данным компаний-резидентов, доля затрат на фонд оплаты труда в бюджете разработок по проекту может доходить до 70-100%, а средняя заработная плата в компании-резиденте технико-внедренческой ОЭЗ на 01.07.2016 составляет более 42 000 рублей, что превышает среднюю заработную плату по России. К 2020 г. в технико-внедренческих зонах будет создано более 27 000 рабочих мест. Отмена или сокращение льгот приведет к росту затрат компаний-резидентов на формирование фонда оплаты труда, росту затрат по проектам и снижению уровня привлекательности ОЭЗ для реализации наукоемких проектов.
Доля полученных льгот по уплате страховых взносов может составлять до 30-50% от общего объема всех полученных резидентами налоговых льгот, что свидетельствует о высокой востребованности данной льготы, применение которой дает возможность резидентам направить дополнительные денежные средства на реализацию проекта, скорейший выход на рынок и создание новых рабочих мест.
Учитывая вышеизложенное, целесообразно продлить срок действия ранее действовавших льгот.
Так же необходимо отметить, что в 2016 году, на основании поручения Правительства РФ от 27 апреля 2016 года N ДК-П13-99пр субъектам Российской Федерации, в которых находятся ОЭЗ, переданы полномочия по управлению особыми экономическими зонами от Минэкономразвития РФ. При этом ^Соглашение о передаче полномочий содержит не только показатели эффективности ОЭЗ, такие как количество резидентов, рабочих мест, частных инвестиций, но и устанавливает объем финансовой ответственности субъектов Российской Федерации за недостижение этих показателей.
Одновременно с этим изъятие основных преференций в федеральном законодательстве о налогах и сборах для резидентов ОЭЗ существенно снижает привлекательность ОЭЗ по сравнению с иными институтами развития в России, например, с территориями опережающего развития, аккредитацией в Минкомсвязи РФ как IT-компания и т.п. Это в свою очередь, значительно обесценивает уже осуществленные государственные инвестиции в развитие инфраструктуры особых экономических зон.
Принятие законопроекта "О внесении изменений в статьи 284 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" позволит обеспечить дальнейшее развитие института ОЭЗ и привлечение частных инвестиций в эту сферу экономики.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 284 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статьи 284 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" приведет к возникновению выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов в 2019-2028 годах в размере 13 718 000 тыс. рублей, при этом доход федерального бюджета от уплаты резидентами ОЭЗ ТВТ налога на прибыль организаций и НДС за тот же период составит 47 992 880 тыс. рублей. Таким образом, чистый доход федерального бюджета (с учетом компенсации за счет средств федерального бюджета выпадающих доходов государственных внебюджетных фондов) составит 34 274 880 тыс. рублей.
В случае прекращения предоставления льгот по уплате налога на прибыль организаций в части, зачисляемой в федеральный бюджет, и страховых взносов, количество резидентов ОЭЗ ТВТ снизится и доход федерального бюджета от уплаты налога на прибыль организаций и НДС за 2019-2028 годы составит 29 886 870 тыс. рублей, при этом выпадающие доходы государственных внебюджетных фондов за счет прекращения льгот составят только 147 390 тыс. рублей и как следствие чистый доход федерального бюджета составит 29 739 470 тыс. рублей.
В этой связи при условии продления льгот по уплате налога на прибыль организаций в части, зачисляемой в федеральный бюджет, и страховых взносов чистый доход федерального бюджета будет на 4 535 410 тыс. рублей больше чем при условии отмены действия льгот.
Также в случае принятия федерального закона и продления льгот по уплате налога на прибыль организаций в части, зачисляемой в федеральный бюджет, и страховых взносов в 2019-2028 резидентами ОЭЗ ТВТ будет создано порядка 4 570 высокопроизводительных рабочих мест, что в свою очередь способствует выполнению Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2012 N 596 "О долгосрочной государственной экономической политике" в части создания и модернизации высокопроизводительных рабочих мест и поручения Президента Российской Федерации от 31.12.2017 N Пр-2763.
Кроме того, продление льгот по уплате страховых взносов для резидентов туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе снизит налоговую и административную нагрузку на предприятия малого и среднего бизнеса и будет способствовать дальнейшему успешному привлечению частных инвестиций в проект, который реализуется на территории Северо-Кавказского федерального округа. В случае отмены действующих льгот привлечение новых резидентов в кластер значительно осложнится, что не позволит достичь плановых показателей социально-экономического развития.
В случае принятия федерального закона выпадающие доходы федерального бюджета по сравнению с действующим налоговым режимом по всем ОЭЗ туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе к 2025 году составят 944 939 тыс. рублей, тогда как объем налоговых отчислений накопленным итогом к 2025 году составит 3 905 524 тыс. рублей.
Вместе с тем резидентами ОЭЗ туристического кластера к 2025 году будет создано порядка 4 577 рабочих мест.
Таким образом, принятие федерального закона в целом не потребует дополнительных расходов из бюджетов и не приведет к выпадению части доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, поскольку предлагаемые меры сбалансированы.
Представленные расчеты были проведены на основании следующих данных:
1) согласно реестру резидентов ОЭЗ по состоянию на 31.12.2017 и прогнозам субъектов Российской Федерации, на территориях которых действуют ОЭЗ ТВТ, количество резидентов ОЭЗ ТВТ накопленным итогом на конец 2028 года составит 414 резидентов (без учета резидентов ОЭЗ ТВТ, реализующих проекты в ИТ-сфере, а также с учетом среднегодового коэффициента расторжения соглашений о ведении деятельности в ОЭЗ ТВТ в размере 17%), из которых 361 резидент может быть отнесен к субъектам малого предпринимательства (согласно статье 4 Федерального закона 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и постановлению Правительства Российской Федерации от 04.04.2016 N 265 "О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства");
2) данные по уплаченным резидентами ОЭЗ ТВТ налоговым платежам и страховым взносам были представлены ФНС России (письмо от 31.05.2017 N СД-18-3/484@);
3) информации о фактическом объеме фонда заработной платы резидентов ОЭЗ ТВТ за 2016 год была представлена Минтрудом России (письмо от 25.09.2017 N 17-4/10/П-6318) и Фондом социального страхования Российской Федерации (письмо от 19.09.2017 N 02-11-09/06-03-3954П);
4) прогнозный темп роста реальной заработной платы работников организаций и индекс потребительских цен были взяты согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2018-2020 годы, подготовленному Минэкономразвития России.
5) в случае отмены действующих в настоящее время льгот приток новых резидентов ОЭЗ ТВТ значительно сократится. Сокращение притока новых резидентов приведет к общему сокращению количества резидентов ОЭЗ ТВТ и, как следствие, снижению налоговых доходов федерального бюджета.
В тоже время сокращение количества резидентов, а, следовательно, и новых рабочих мест будет свидетельствовать о неэффективном использовании ранее направленных на развитие инфраструктуры ОЭЗ ТВТ средств федерального бюджета в размере 49 807 440 тыс. рублей, и средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов в размере 45 504 050 тыс. рублей.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статьи 284 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статьи 284 и 427 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законодательных актов Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.