Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 388776-7 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части совершенствования механизмов борьбы с преступлениями против половой неприкосновенности несовершеннолетних"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части совершенствования механизмов борьбы с преступлениями против половой неприкосновенности несовершеннолетних" (далее - законопроект) направлен на усиление мер борьбы с преступлениями против половой неприкосновенности несовершеннолетних и укрепление государственных гарантий обеспечения безопасности детей.
Законопроект разработан специально созданной в соответствии с решением Совета Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации рабочей группой по подготовке комплексного проекта федерального закона, направленного на усиление мер защиты детей от сексуального насилия, в состав которой входили, в том числе представители уполномоченных органов государственной власти и профильных экспертных организаций.
В 2017 г. по официальным данным 9600 несовершеннолетних стали объектами половых посягательств, из которых около 1800 детей в возрасте до 10 лет подверглись сексуальному насилию.
Согласно имеющимся статистическим сведениям в 2017 г. следователями Следственного комитета Российской Федерации было возбуждено 13 551 уголовных дел о преступлениях, совершенных против половой неприкосновенности несовершеннолетних (из которых 7011 дел о насильственных преступлениях сексуальной направленности), что свидетельствует о тенденции роста сексуального насилия в отношении детей (в 2016 г. возбуждено 5 835 уголовных дела по фактам совершения сексуального насилия).
Кроме того, согласно официальной статистике в 2017 г. расследовано более 12 тыс. уголовных дел о половых посягательствах в отношении несовершеннолетних.
Также статистические сведения свидетельствуют о том, что абсолютное большинство таких преступлений совершается лицами, не имеющими судимости за ранее совершенное преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего. Согласно данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации количество лиц, осужденных за совершение сексуального насилия в отношении детей и имеющих судимость за ранее совершенные преступления против половой неприкосновенности несовершеннолетнего составляет в среднем 1-3% от общего числа осужденных за насильственные преступления сексуального характера в отношении детей), что свидетельствует об эффективности противодействия рецидивной преступности в этой сфере и результативности применения мер административного надзора.
В этой связи законопроектом предлагается соотнести механизмы ответственности за совершение актов сексуального насилия в отношении малолетних с тяжестью этих преступлений.
В частности, законопроектом предлагается признать в качестве отягчающего обстоятельства совершение преступления в отношении несовершеннолетнего (несовершеннолетней) лицом, проживающим совместно с несовершеннолетним, а равно любыми лицами (не только несущими обязанность по надзору за несовершеннолетним), осуществляющими трудовую деятельность в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних.
Кроме того, учитывая, что обязанности по содержанию, воспитанию, обучению и (или) защите прав и законных интересов несовершеннолетнего (несовершеннолетней) могут быть возложены на лиц не только законом, но и, например, договором (обязанности няни и др. работников), законопроектом предлагается устранить существующий пробел и охватить всех перечисленных лиц в пункте "п" части первой статьи 63 УК РФ.
Правоприменительная практика свидетельствует о сложностях привлечения к ответственности лиц, которые совершают преступления против половой неприкосновенности малолетних, так как зачастую правоохранительные органы не имеют информации о совершенном преступлении либо о лице, его совершившем.
В этой связи законопроектом предлагается дополнить статью 78 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ) положением, согласно которому сроки давности по не выявленным преступлениям в отношении малолетних детей не будут течь до момента достижения жертвой возраста совершеннолетия. Это решит проблему с невозможностью возбуждения уголовного дела в связи истечением сроков давности по преступлениям против половой неприкосновенности лиц, не достигших двенадцатилетнего возраста, то есть находящихся в силу возраста в беспомощном состоянии. Причем данная оговорка затрагивает все преступления против половой неприкосновенности детей независимо от категории тяжести.
Данный подход согласуется с международным и зарубежным опытом. Так, например, в Уголовном кодексе ФРГ установлено, что течение сроков давности приостанавливается до завершения восемнадцатого года жизни жертвы в случае совершения определенных преступлений против несовершеннолетних. Похожие положения нашли отражения также в уголовных законодательствах ряда других зарубежных стран. Данный подход связан с особым психическим состоянием ребенка, подвергшегося насилию.
Настоящим законопроектом вводится возможность назначения пожизненного лишения свободы за совершение преступления против половой неприкосновенности малолетнего, влекущего тяжкие последствия.
Статистика и экспертные данные свидетельствуют о том, что в результате систематического сексуального насилия над ребенком, его здоровью, как правило, причиняется необратимый вред.
С учетом того, что сексуальное насилие в отношении детей выражается не только в актах изнасилований или насильственных действий сексуального характера, но и в актах принуждения ребенка к сексуальным действиям, законопроектом вводится отдельная ответственность за понуждение детей к действиям сексуального характера с использованием сети "Интернет", а также за факты такого понуждения группового характера.
Также повышается уголовная ответственность за понуждение несовершеннолетних к действиям сексуального характера, если такие действия совершаются лицами, имеющими судимость за преступления против половой неприкосновенности. Если в настоящее время такие преступления признаются преступлениями средней тяжести, то законопроектом предлагается отнести их к числу тяжких преступлений.
Кроме того, законопроектом предлагается признать тяжким преступлением изготовление, приобретение, хранение и (или) перемещение, а равно распространение, публичную демонстрацию или рекламирование материалов с порнографическими изображениями несовершеннолетних.
В силу скрытого характера преступлений против половой неприкосновенности детей и частого распространения случаев укрывательства таких преступных деяний законопроектом устанавливается уголовная ответственность за заранее не обещанное укрывательство тяжких преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних, и повышается уголовная ответственность за укрывательство особо тяжких преступлений.
В целях устранения законодательного пробела законопроектом предлагается внести изменения в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, обеспечивающие в ходе судебного следствия при допросе потерпевших и свидетелей в возрасте до четырнадцати лет возможность участия психолога. Аналогичные положения уже закреплены в уголовно-процессуальном законодательстве в части проведения допроса, очной ставки, опознания и проверки показании с участием несовершеннолетнего потерпевшего или свидетеля.
Принятие законопроекта будет способствовать не только совершенствованию механизмов борьбы с преступлениями сексуального характера в отношении детей, обеспечению прав и законных интересов детей, но и профилактике совершения новых преступлений, раннему выявлению и защите жизни и безопасности детей, неотвратимости наказания виновных.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части совершенствования механизмов борьбы с преступлениями против половой неприкосновенности несовершеннолетних"
Принятие данного законопроекта не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, а также не повлечет каких-либо изменений финансовых обязательств государства.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части совершенствования механизмов борьбы с преступлениями против половой неприкосновенности несовершеннолетних"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части совершенствования механизмов борьбы с преступлениями против половой неприкосновенности несовершеннолетних" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных законодательных актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.