Досье на проект федерального закона
Представленный проект федерального закона рассмотрен в Верховном Суде Российской Федерации в соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 13 июня 1996 года N 64-ФЗ "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации".
В законопроекте предлагается внести ряд взаимосвязанных изменений в статьи 63, 73, 78, 131, 132, 133, 134, 135, 242, 242.1 и 316 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), направленных на усиление мер борьбы с преступлениями против половой неприкосновенности несовершеннолетних и укрепление государственных гарантий обеспечения безопасности детей.
В пояснительной записке данная законодательная инициатива обосновывается увеличением числа фактов посягательств на половую неприкосновенность несовершеннолетних, в том числе имеющих систематический характер и совершаемых лицами, проживающими совместно с потерпевшими или использующими своё положение, и необходимостью совершенствования механизмов борьбы с такими общественно опасными деяниями.
Следует согласиться с тем, что повышение эффективности уголовного законодательства в области противодействия преступлениям против половой неприкосновенности несовершеннолетних является актуальным и важным направлением уголовной политики государства.
В законопроекте, в частности, предлагается дополнить часть пятую статьи 131 УК РФ "Изнасилование" и часть пятую статьи 132 УК РФ "Насильственные действия сексуального характера" квалифицирующим признаком, состоящим в совершении соответствующих деяний в отношении потерпевшей (потерпевшего), не достигшей (не достигшего) возраста четырнадцати лет, повлекших по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть данного лица, а также иные тяжкие последствия.
В настоящее время изнасилование или иные насильственные действия сексуального характера, совершённые при указанных выше обстоятельствах, охватываются пунктами "а" и (или) "б" части четвёртой статьи 131 либо пунктами "а" и (или) "б" части четвёртой статьи 132 УК РФ, предусматривающих наказание в виде лишения свободы на срок от двенадцати до двадцати лет. То есть реализация проектного предложения приведёт к существенному усилению наказания за данные действия, прежде всего в связи с возможностью назначения такого его вида, как пожизненное лишение свободы. Однако в пояснительной записке не приводятся данные судебной статистики и результаты криминологических исследований, подтверждающие недостаточность мер наказания, установленных в санкциях части четвёртой статьи 131 и части четвёртой статьи 132 УК РФ.
По данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации в 2016 году доля лиц, осуждённых к наказанию в виде лишения свободы на срок свыше 15 лет, по пункту "б" части четвёртой статьи 131 УК РФ составила 8%, а по пункту "б" части четвёртой статьи 132 УК РФ - 3%.
Таким образом, по-нашему мнению, имеющийся потенциал санкций действующих части четвёртой статьи 131 и части четвёртой статьи 132 УК РФ позволяет судам назначать справедливое наказание с учётом фактических обстоятельств дела, в том числе учитывать наступившие последствия. При этом усиление наказания за изнасилование или иные насильственные действия сексуального характера, совершённые в отношении потерпевшей (потерпевшего), не достигшей (не достигшего) четырнадцатилетнего возраста, повлекшие по неосторожности указанные последствия, само по себе не может способствовать обеспечению неотвратимости уголовной ответственности за соответствующие общественно опасные действия.
|
В.А. Давыдов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.