Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 387183-7 "О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статью 53 Федерального закона "О защите конкуренции"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статью 53 Федерального закона "О защите конкуренции" (далее - законопроект) подготовлен на основании анализа правоприменительной практики пресечения ФАС России нарушений антимонопольного законодательства по результатам проведения Кубка конфедераций FIFA 2017 года, а также в связи с обращением FIFA (Й. Волмюллер, Д. Зони) по данному вопросу.
В целях обеспечения выполнения правительственных гарантий Российской Федерацией установлено специальное правовое регулирование подготовки и проведения чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года (далее - чемпионат).
В связи с этим субъекты правоотношений, регулируемых специальным законодательством, имеют отличные от общих норм права и обязанности. Специальное правовое регулирование проведения чемпионата направлено в первую очередь на предотвращение репутационных рисков, к которым может привести неисполнение Российской Федерацией данных FIFA обязательств.
В соответствии с разделом "Б" Правительственной гарантии N 6 ("Защита и реализация коммерческих прав") Российская Федерации гарантирует FIFA, что будет принято специальное законодательство, обеспечивающее защиту коммерческих прав FIFA и устанавливающее запрет на осуществление недобросовестной конкуренции и санкции надлежащей строгости за его нарушение.
В ходе проведения Кубка конфедераций FIFA 2017 года в целях пресечения действий по недобросовестной конкуренции в сфере предпринимательской деятельности, определенных положениями Федерального закона "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о чемпионате мира по футболу), уполномоченными должностными лицами ФАС России выдано хозяйствующим субъектам 11 предупреждений в письменной форме о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства, в соответствии с требованиями статьи 39.1 Федерального закона "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Совершение хозяйствующим субъектом действий по недобросовестной конкуренции, определенных статьей 20 Закона о чемпионате мира по футболу, образует, помимо прочих, также признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного статьей 14.8 (иные формы недобросовестной конкуренции наряду с предусмотренными статьями 14.1 - 14.7) Закона о защите конкуренции.
При этом статьей 39.1 Закона о защите конкуренции установлен ограниченный перечень нарушений антимонопольного законодательства, включающий в том числе и нарушения, предусмотренные статьей 14.8, в случае выявления признаков которых хозяйствующему субъекту выдается предупреждение.
Принятие антимонопольным органом решения о возбуждении дела о нарушении статьи 14.8 Закона о защите конкуренции без вынесения предупреждения и до завершения срока его выполнения не допускается.
При условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.
Вместе с тем, по мнению FIFA, в сравнении с мерами, которые принимались другими государственными органами в период проведения Кубка конфедераций FIFA 2017 года за нарушение прав FIFA, в целях пресечения которого на нарушителей накладывались штрафы, предупреждение антимонопольного органа представляется значительно более мягкой мерой, что свидетельствует о несопоставимости и несправедливости санкций государственных органов за нарушение различных прав FIFA. При этом действия по паразитическому маркетингу наносят серьезный ущерб FIFA как правообладателю и не должны влечь за собой исключительно предупредительные меры для нарушителей.
Законопроектом предлагается внести изменения в законодательство, предусматривающие исключение действий по недобросовестной конкуренции, определенных статьей 20 Закона о чемпионате мира по футболу, из числа нарушений антимонопольного законодательства, при совершении которых выдается предупреждение. Таким образом, указанные действия повлекут за собой возбуждение дел об административных правонарушениях.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации и направлен на реализацию государственной программы Российской Федерации "Развитие физической культуры и спорта".
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статью 53 Федерального закона "О защите конкуренции"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статью 53 Федерального закона "О защите конкуренции" не повлечет за собой необходимости выделения дополнительных бюджетных ассигнований из федерального бюджета.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статью 53 Федерального закона "О защите конкуренции"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статью 53 Федерального закона "О защите конкуренции" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статью 53 Федерального закона "О защите конкуренции"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в статью 20 Федерального закона "О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и статью 53 Федерального закона "О защите конкуренции" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.