Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 392738-7 "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" (далее - проект закона) разработан с целью совершенствования правоприменения законодательства в области охраны окружающей среды путем оптимизации полномочий органов прокуратуры и органов государственной власти, уполномоченных на осуществление государственного экологического надзора.
В настоящее время иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушения законодательства об охране окружающей среды, вправе предъявлять прокуроры, а также в пределах своей компетенции органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные на осуществление государственного экологического надзора. Указанные иски предъявляются в суды либо арбитражные суды, в соответствии с правилами подсудности, установленными Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации. Действующие правила подсудности устанавливают, что указанная категория исков может предъявляться только в суды либо арбитражные суды по месту нахождения ответчика. Это означает, что иск о возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушения законодательства об охране окружающей среды, причиненного на территории одного субъекта Российской Федерации юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, зарегистрированным на территории другого субъекта Российской Федерации, может быть подан только в суд (арбитражный суд) того субъекта Российской Федерации, где зарегистрировано соответствующее юридическое лицо или индивидуальный предприниматель.
Однако, имеющаяся правоприменительная практика показывает, что юридические лица и индивидуальные предприниматели зачастую осуществляют свою хозяйственную деятельность на территории не только того субъекта Российской Федерации, где они зарегистрированы. Таким образом, вред окружающей среде, наносимый действиями юридических лиц и индивидуальных предпринимателей вследствие нарушения ими законодательства об охране окружающей среды, причиняется на территории другого субъекта Российской Федерации, нежели тот, где зарегистрировано соответствующее лицо, причинившее вред окружающей среде. Зачастую оказывается, что субъект Российской Федерации, где зарегистрировано лицо - причинитель вреда окружающей среде и субъект Российской Федерации, где находится место причинения вреда окружающей среде, находятся на значительном удалении. Все это создает существенные трудности органам прокуратуры и органам государственной власти, уполномоченным на осуществление государственного экологического надзора в вопросе предъявления исков о возмещении вреда, причиненного окружающей среде к соответствующим лицам-причинителям вреда окружающей среде, а судам и арбитражным судам - в рассмотрении таких исков.
Для исправления имеющейся изложенной выше ситуации предлагается внести необходимые изменения в правила подсудности, установленные Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации и Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и предоставить прокурорам и органам государственной власти, уполномоченным на осуществление государственного экологического надзора предъявлять иски о возмещении вреда, причиненного окружающей среде вследствие нарушения законодательства об охране окружающей среды также в суд либо арбитражный суд по месту причинения вреда окружающей среде.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации и в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации" не потребует внесения изменений в иные законодательные акты Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.