Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
по проекту федерального закона N 1027306-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров"
(внесен Законодательным Собранием Санкт-Петербурга)
Досье на проект федерального закона
В Комитете Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов рассмотрен в части, относящейся к компетенции Комитета, проект федерального закона N 1027306-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров".
Как отмечается в пояснительной записке, задачей законопроекта является информирование работодателя о наличии у работника наркотической зависимости, и (или) о событиях его участия в незаконном обороте наркотических средств и психотропных веществ для возможного принятия мер дисциплинарного взыскания (увольнения при рецидиве).
Для реализации упомянутой задачи законопроектом предусматриваются изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), которыми регламентируется направление сведений о совершении работником соответствующих правонарушений в виде копий постановлений по делу об административном правонарушении по месту работы виновного лица. Одновременно в Трудовой кодекс Российской Федерации (далее - ТК РФ) вносится соответствующее основание для увольнения работника (новый пункт 7.2 части первой статьи 81 "Расторжение трудового договора по инициативе работодателя").
В то же время, привлечение работника к каким-либо формам дисциплинарной ответственности за совершение административных правонарушений в сфере незаконного оборота наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров не относится к компетенции работодателя, если эти правонарушения не совершены работником по месту работы и в связи с исполнением им трудовых обязанностей.
Согласно части первой статьи 192 ТК РФ работодатель имеет право применить дисциплинарные взыскания (замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям) за совершение дисциплинарного проступка, то есть неисполнение или ненадлежащее исполнение работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей.
При появлении работника на работе в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения работодатель обязан отстранить его от работы (не допускать к работе) на весь период до устранения обстоятельств, явившихся основанием для отстранения от работы или недопущения к работе (абз. 2 ч. 1 ст. 76 ТК РФ).
В дальнейшем по инициативе работодателя трудовой договор с таким работником может быть расторгнут (пп. "б" п. 6 ч. 1 ст. 81 ТК РФ).
Если работник подозревается в совершении правонарушения, то он может быть отстранен от работы по требованию органов или должностных лиц, уполномоченных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (абз. 7 ч. 1 ст. 76 ТК РФ).
В случае осуждения работника к наказанию, исключающему продолжение прежней работы, в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу, трудовой договор с ним подлежит прекращению в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 83 ТК РФ "Прекращение трудового договора по обстоятельствам, не зависящим от воли сторон".
Также трудовой договор подлежит прекращению при признании работника полностью неспособным к трудовой деятельности в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п. 5 ч. 1 ст. 83 ТК РФ). Это основание для увольнения может быть, очевидно, применено в случае признания работника полностью неспособным к трудовой деятельности вследствие потребления наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача либо новых потенциально опасных психоактивных веществ.
С учетом изложенного Комитет по труду, социальной политике и делам ветеранов не поддерживает проект федерального закона N 1027306-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления противодействия незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров" в части внесения изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации.
Председатель Комитета |
О.Ю. Баталина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.