Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1083199-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", внесенному Президентом Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается внести изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - УПК РФ), предусматривающие расширение сферы действия статьи 76.1 "Освобождение от уголовной ответственности по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности" с одновременным снижением размера денежного возмещения, подлежащего перечислению в федеральный бюджет и являющегося основанием для освобождения от уголовной ответственности, с пятикратной суммы причиненного ущерба до двукратной; увеличение размера ущерба, являющегося основанием для отнесения правонарушений в сфере экономики к преступлениям, и стоимости имущества (ущерба, дохода, задолженности), позволяющего отнести преступления в указанной сфере к совершенным в крупном и особо крупном размере (причинившим крупный и особо крупный ущерб, повлекшим извлечение дохода в крупном и особо крупном размере), а также увеличение суммы неуплаченного налога (сбора), по достижению которой возможно возбуждение уголовного дела о налоговом преступлении; установление процедуры возврата документов и материалов, изъятых у граждан и организаций в ходе производства по уголовному делу; установление порядка допуска нотариуса к подозреваемому, обвиняемому, содержащемуся под стражей или находящемуся под домашним арестом.
Указанным проектом, в частности предполагается устранить выявленное Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 11 декабря 2014 года N 32-П (далее - Постановление), нарушение принципа равенства и соразмерности наказания за мошенничество, сопряженное с преднамеренным неисполнением договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности, ответственность за которое предусматривалась статьей 159.4 УК РФ, его общественной опасности.
В части предлагаемых размеров наказаний за совершение этого преступления (санкции частей пятой-седьмой статьи 159 УК РФ) положения проекта учитывают позицию Конституционного Суда Российской Федерации.
Однако Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении также обратил внимание на то, что размер ущерба, определяемый как крупный и особо крупный применительно к мошенничеству как преступлению, предусмотренному статьей 159 УК РФ, и мошенничеству в сфере предпринимательской деятельности, предусмотренному его статьей 159.4, различается принципиальным образом. Исходя из того, что Конституцией Российской Федерации равным образом признаются и защищаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (статья 8, часть 2) и что одним из основных признаков, характеризующих преступное посягательство на собственность, является причинение ущерба собственнику или иному владельцу имущества (пункт 1 примечаний к статье 158 УК Российской Федерации), стоимость похищенного путем мошеннических действий имущества не может принципиально по-разному учитываться и оцениваться в качестве критерия определения и разграничения размера ущерба как квалифицирующего признака преступного посягательства на собственность, тем более что речь, по существу, идет о едином роде преступлений (мошенничестве), посягательстве на тот или иной вид собственности (частная, государственная, муниципальная), причинении имущественного ущерба одинаковым (подобным) субъектам договорных отношений, будь то граждане, органы публичной власти, индивидуальные предприниматели или коммерческие организации.
Между тем, в проектном примечании к статье 159 УК РФ для частей пятой - седьмой соответственно значительный ущерб определяется как составляющий не менее 10 тысяч рублей, крупный размер - как стоимость имущества, превышающая 3 миллиона рублей, особо крупный размер - как стоимость имущества, превышающая 12 миллионов рублей. Тогда как применительно к мошенничеству как преступлению, предусмотренному частями первой - четвертой статьи 159 УК РФ, и мошенничеству, предусмотренному статьей 159.2 УК РФ (в части крупного и особо крупного размера), согласно проекту значительный ущерб не может составлять менее 2 500 рублей, крупный размер определяется как стоимость имущества, превышающая 250 тысяч рублей, а особо крупный - 1 миллион рублей. В свою очередь для других специальных видов мошенничества, предусмотренных статьями 159.1, 159.3, 159.5 и 159.6 УК РФ, крупным размером признается стоимость имущества, превышающая 1 миллион 500 тысяч рублей, а особо крупным - 6 миллионов рублей (примечание к статье 159.1 УК РФ).
Как следует из пояснительной записки, мошенничество в сфере кредитования (статья 159.1 УК РФ), при получении выплат (статья 159.2 УК РФ), с использованием платежных карт (статья 159.3 УК РФ), в сфере страхования (статья 159.5 УК РФ), в сфере компьютерной информации (статья 159.6 УК РФ) не имеет никакого отношения к предпринимательской деятельности и, как правило, совершается физическими лицами, в связи с чем разница в определении крупного и особо крупного размера является обоснованной и не противоречит Постановлению. Данную позицию нельзя признать обоснованной, поскольку Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении указал, что предусматривая в системе норм УК РФ, регулирующих ответственность за мошенничество, в качестве конкретного способа хищения чужого имущества или приобретения права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием преднамеренное неисполнение договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности, федеральный законодатель не исключил, а, напротив, подчеркнул, что и другие введенные Федеральным законом от 29 ноября 2012 года N 207-ФЗ специальные виды мошенничества (статьи 159.1 - 159.3, 159.5 и 159.6) также относятся к различным сферам предпринимательской деятельности, о чем, в частности, свидетельствуют изменения, внесенные тем же Федеральным законом в УПК РФ (часть третья статьи 20 и часть первая.1 статьи 108).
Также следует иметь в виду, что принятый Государственной Думой 7 июня 2016 года во втором чтении проект федерального закона N 953369-6 предусматривает увеличение установленной пунктом 2 примечания к статье 158 УК РФ нижней границы размера ущерба, причиненного гражданину, по достижении которой ущерб признается значительным, с 2500 рублей до 5 тысяч рублей, в связи с чем потребует уточнения проектная редакция указанной нормы УК РФ (подпункт "а" пункта 2 статьи 1 проекта).
Отмечаем, что за совершение группой лиц по предварительному сговору преступления, предусмотренного частью третьей статьи 180 УК РФ, проектом устанавливается такой же размер штрафа, исчисляемого в денежном выражении, как за преступление, предусмотренное частью первой этой же статьи, но совершенное без этого квалифицирующего признака (подпункт "а" пункта 14 статьи 1 проекта), что вряд ли можно признать обоснованным. Замечание аналогичного характера вызывает размер штрафа, исчисляемый как в денежном выражении, так и в размере заработной платы или иного дохода осужденного за определенный период, предлагаемый проектом за преступление, предусмотренное новой частью первой.1 статьи 193 УК РФ (подпункт "а" пункта 19 статьи 1 проекта).
Предусмотренный примечанием к статье 170.2 УК РФ перечень статей главы 22 УК РФ, не подпадающих под действие этого примечания (пункт 11 статьи 1 проекта), следует дополнить статьей 200.3 УК РФ, в примечании к которой устанавливаются иные показатели для исчисления крупного и особо крупного размера для целей этой статьи.
Текст предлагаемых проектом изменений в часть пятую статьи 151 УПК РФ (подпункт "б" пункта 9 статьи 2 проекта) необходимо дополнить следующим образом: слова "171.1 частями второй, четвертой и шестой" заметить словами "171.1 частями первой.1, второй, четвертой и шестой" (как это предусмотрено проектными изменениями в пункт 3 части второй статьи 151 УПК РФ).
Приложение: юридико-техническая правка текста законопроекта на 5 листах.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.