Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
о проекте федерального закона N 1083199-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" в части декриминализации преступлений экономической направленности) внесен Президентом Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 1083199-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в рамках деятельности по созданию благоприятного делового климата в стране и направлен на сокращение рисков ведения предпринимательской деятельности, исключение возможностей давлений на бизнес посредством уголовного преследования.
В этой связи, законопроектом предусматривается следующие изменения в УК РФ:
Расширение сферы действия статьи 76.1 "Освобождение от уголовной ответственности по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности" Уголовного кодекса Российской Федерации путем снижения размера денежного возмещения, подлежащего перечислению в федеральный бюджет с пятикратного до двукратного размера.
Также, законопроектом предлагается увеличение размера ущерба (в среднем в два раза по всем экономическим статьям, там где есть размер ущерба), являющегося основанием для возбуждения уголовных дел о преступлениях в сфере экономики, а также размера ущерба, являющегося основанием для отнесения преступлений в указанной сфере к преступлениям, совершенным в крупном или особо крупном размере; Так, в статье 171.1. "Производство, приобретение, хранение, перевозка или сбыт товаров и продукции без маркировки и (или) нанесения информации, предусмотренной законодательством Российской Федерации" размер крупного ущерба с 250 тыс руб. увеличен до 400 тыс. руб., размер особо крупного ущерба - с 1 млн руб. до 1.5 млн руб.. В статьях 185 "Злоупотребления при эмиссии ценных бумаг", 185.1 "Злостное уклонение от раскрытия или предоставления информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах", 185.2 "Нарушение порядка учета прав на ценные бумаги", 185.4 "Воспрепятствование осуществлению или незаконное ограничение прав владельцев ценных бумаг" размер крупного ущерба с 1 млн руб увеличен до 1, 5 млн руб. для особого крупного - с 2, 5 млн руб увеличен до 3, 750 тыс. руб. В статье 194 "Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица" крупный размер ущерба с 1 млн руб. увеличен до 2 млн руб, для особо крупного - с 3 млн руб увеличен до 6 млн. руб.
Наряду с этим, предлагается увеличение пороговой суммы неуплаченного налога (сбора) для целей возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях; (сумма увеличена в два раза, сейчас 1 млн 800, предлагается 2 млн 700 тыс руб.)
Проектом федерального закона также предусматриваются изменения, направленные на реализацию постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 11 декабря 2014 г. N 32-П, которым выявлены отдельные неконституционные аспекты регулирования уголовной ответственности за мошенничество в сфере предпринимательской деятельности. Статью 159 предлагается дополнить новыми частями 5, 6 и 7. В части 5, предлагается установить уголовную ответственность за преднамеренное неисполнение договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности, если это деяние повлекло причинение значительного ущерба. Значительный ущерб предлагается установить в размере не менее 10 тыс. рублей.
В частях 6 и 7 статьи 159 предлагается установить уголовную ответственность за преднамеренное неисполнение договорных обязательств в сфере предпринимательской деятельности, совершенное в крупном и особо крупном размере. Крупный размер ущерба предусмотрен законопроектом в размере не превышающем 3 млн рублей, особо крупный - 12 млн. рублей
Законопроектом также вносятся изменения и в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации (далее - УПК РФ). Так, предлагается, ввести регламентировать процедуру возврата документов и материалов, изъятых у граждан и организаций в ходе производства по уголовному делу, путем дополнения УПК РФ статьей 81.1. Кроме того, подозреваемому или обвиняемому, находящимся под домашним арестом в условиях полной изоляции от общества предоставляется право на встречу не только с защитником, законным представителем, а также с нотариусом в целях удостоверения доверенности на право представления интересов подозреваемого или обвиняемого в сфере предпринимательской деятельности проходят в месте исполнения этой меры пресечения.
С учетом существенного изменения параметров экономической деятельности в стране принятие федерального закона, по мнению автора, законопроекта позволит создать реальные условия для компенсации ущерба, причиненного неправомерными действиями предпринимателей, и освобождения их от уголовной ответственности за преступления в сфере экономической деятельности, а также обеспечить дополнительные процессуальные гарантии защиты прав предпринимателей и их бизнес-интересов в период производства по уголовному делу.
Принимая во внимание вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 1083199-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", внесенный Президентом Российской Федерации.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.