Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 398002-7 "О внесении изменения в статью 292 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменения в статью 292 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (далее - законопроект) подготовлен в целях защиты интересов налогоплательщиков - кредитных организаций, у которых отозвана лицензия на осуществление банковских операций и в отношении которых осуществляются ликвидационные процедуры.
Действующая редакция пункта 3 статьи 292 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), определяющая особенности налогообложения для банков, предоставляет налогоплательщику право переносить суммы резервов на возможные потери по ссудам (далее - РВПС), отнесенные на расходы банка и не полностью использованные банком в отчетном (налоговом) периоде, на покрытие убытков по безнадежной задолженности по ссудам и задолженности, приравненной к ссудной, на следующий отчетный (налоговый) период, тем самым уменьшая налогооблагаемую базу.
Однако в настоящее время на практике возникает неопределенность относительно возможности применения указанного права кредитными организациями, у которых отозвана (аннулирована) лицензия на осуществление банковских операций. Согласно буквальному толкованию положений НК РФ (статьи 11 и 292), применяемому налоговыми органами, отзыв лицензии на осуществление банковских операций не позволяет налогоплательщикам использовать особенности налогообложения, установленные в отношении банков.
Это приводит к тому, что по результатам камеральных налоговых проверок ликвидируемых банков налоговыми органами выносятся решения о восстановлении на доходы всей суммы неиспользованного резерва, сформированного до отзыва у кредитной организации лицензии, об исключении из состава расходов суммы резерва, сформированного после отзыва лицензии. В результате указанных действий у ликвидируемого банка возникает формальная обязанность восстановить на доход сумму резерва и уплатить налог на соответствующую сумму без реального получения прибыли.
Таким образом, лишение несостоятельной кредитной организации права уменьшать налоговую базу на сумму резерва в результате отзыва у нее лицензии дополнительно ухудшает ее финансовое состояние за счет увеличения сумм текущего налога на прибыль, что нарушает имущественные интересы кредиторов банка по денежным обязательствам.
С учетом изложенного законопроектом предлагается внести изменение в статью 292 части второй НК РФ, прямо устанавливающее, что суммы резервов, не использованные банком до отзыва лицензии, не подлежат восстановлению в составе доходов на дату отзыва лицензии. При этом сумма сформированного резерва в целях определения налоговой базы будет фиксироваться на дату отзыва у банка лицензии и использоваться после отзыва лицензии в порядке, установленном Банком России.
Принятие будущего федерального закона позволит обеспечить защиту имущественных интересов не только налогоплательщиков, но и их кредиторов, поскольку действие этих норм будет способствовать сохранению имущественной (конкурсной массы) ликвидируемых кредитных организаций, направляемой на удовлетворение требований кредиторов.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменения в статью 292 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "О внесении изменения в статью 292 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных бюджетов и государственных внебюджетных фондов.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, изменению, приостановлению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменения в статью 292 части второй Налогового кодекса Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменения в статью 292 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.