Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 402517-7 "О наказах избирателей в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Настоящий проект федерального закона разработан в целях установления на территории Российской Федерации института наказов избирателей.
Наказы избирателей являются одной из форм осуществления принадлежащей народу власти и участия граждан в управлении делами государства, способствуют развитию общественного самоуправления, гражданской инициативе, публичности и гласности в деятельности народного представительства, укреплению связей между избирателями и их депутатами. Наказы избирателей являются одной из форм выражения и реализации воли и интересов населения.
Действующий в настоящее время в Российской Федерации порядок (механизм) финансирования социально-значимых мероприятий имеет несколько иную природу нежели наказы избирателей, а также не в полной мере учитывает интересы избирателей.
Сегодня в ряде субъектов (Республик Бурятия, Мордовия, Саха (Якутия), Амурской, Архангельской, Астраханской, Белгородской, Владимирской, Воронежской, Ивановской, Курской, Ленинградской, Новгородской, Новосибирской, Орловской, Пензенской, Псковской, Самарской, Тюменской областей, Камчатского, Краснодарского, Приморского краев, Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и Еврейской автономной области) действует практика внесения наказов избирателей депутатам законодательных (представительных) органов, тогда как в отношении депутатов Государственной Думы Российского Федерации такой порядок не установлен.
Для этого законопроектом предлагается определить порядок внесения, рассмотрения, утверждения и выполнения наказов избирателей депутатам Государственной Думы Российской Федерации и депутатским объединениям, а также меры по осуществлению контроля за их выполнением.
Наказы избирателей вносятся по итогам собраний граждан, в которых приняло участие в сельских поселениях не менее 30 граждан, в городских поселениях - не менее 30 граждан, в городских округах - не менее 50 граждан, а также путем направления письменных обращений граждан.
При этом к наказам избирателей не относятся: субсидии юридическим лица (за исключением субсидий муниципальным учреждениям и некоммерческим организациям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам; выплаты гражданам, в том числе связанные с оплатой труда;
выплаты, связанные с обслуживанием государственного и (или) муниципального долга; исполнение судебных актов; уплата налогов.
Депутаты Государственной Думы Российской Федерации, депутатские объединения в Государственной Думе Российской Федерации направляют поступившие наказы избирателей в органы государственной власти, местного самоуправления и организации, в компетенцию которых входит решение вопросов, содержащихся в наказах избирателей для получения заключения по целесообразности реализации наказа.
Далее предложения направляются в комитет Государственной Думы Российской Федерации по бюджету и налогам, который готовит проект сводного перечня наказов избирателей.
Финансирование наказов осуществляется исходя из утвержденного объема средств федерального бюджета на соответствующий финансовый год, который распределяется 50 процентов на все депутатские объединения в Государственной Думе Российской Федерации и 50% на депутатов Государственной Думы Российской Федерации.
Контроль за исполнением наказов избирателей предлагается осуществлять за счет представления отчета об использовании средств федерального бюджета, выделенных для финансового обеспечения мероприятий по реализации наказов, депутатами Государственной Думы Российской Федерации, политическими партиями в Государственную Думу Российской Федерации.
Реализация законопроекта позволит укрепить связь избирателей с депутатами Государственной Думы Российской Федерации, политическими партиями, решить социально-значимые вопросы избирателей, а также повысит авторитет и роль Государственной Думы Российской Федерации в социально-экономической жизни России.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О наказах избирателей в Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О наказах избирателей в Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Реализация положений законопроекта будет осуществляться исходя из утвержденного объема средств федерального бюджета на соответствующий финансовый год.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О наказах избирателей в Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О наказах избирателей в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Принятие проекта федерального закона "О наказах избирателей в Российской Федерации" потребует внесения изменений в Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января 1998 г. N 2134-II ГД "О регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", предусматривающих порядок утверждения перечня наказов избирателей.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.