Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 403918-7 "О внесении изменений в статью 349.2 Трудового кодекса Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона разработан в целях дальнейшего совершенствования законодательства в сфере противодействия коррупции.
Законопроект разработан в пакете с проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях совершенствования мер по противодействию коррупции".
В последнее время участились случаи злоупотребления полномочиями должностными лицами, не замещающими государственные должности и должности государственной гражданской службы, но имеющими право принимать решения, связанные с оказанием услуг гражданам, или иным образом влиять на взаимоотношения власти и населения.
Федеральный закон от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон "О противодействии коррупции") возлагает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов на государственных и муниципальных служащих, на служащих Центрального банка Российской Федерации, работников, замещающих должности в государственных корпорациях, публично-правовых компаниях, Пенсионном фонде Российской Федерации, Фонде социального страхования Российской Федерации, Федеральном фонде обязательного медицинского страхования, иных организациях, создаваемых Российской Федерацией на основании федеральных законов, на работников, замещающих отдельные должности, включенные в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, а также на иные категории лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Такие категории предусмотрены, например, федеральными законами от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (медицинские и фармацевтические работники, статья 75), от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (педагогические работники).
В связи с расширением круга вопросов, передаваемых для решения подведомственным органам государственной власти субъектов Российской Федерации организациям, всё больше полномочий по оказанию государственных услуг передаются для реализации в различные организации, например, в многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, социальные организации. Также указанные полномочия исполняются государственными казёнными учреждениями, подведомственными органам государственной власти субъектов Российской Федерации (например, полномочия в области ветеринарии и лесной охраны). При этом на работников организаций регионального уровня не возложено обязанностей по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
Однако, в соответствии с пунктом 3 части 3 статьи 10 Федерального закона "О противодействии коррупции" такая обязанность возложена на отдельных работников, замещающих отдельные должности, включённые в перечни, установленные федеральными государственными органами, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами.
В целях обеспечения единообразия правоприменительной практики и совершенствования мер по профилактике коррупции законопроектом предлагается возложить обязанность по предоставлению сведений о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей представителю нанимателя (работодателю), а также по урегулированию конфликта интересов на работников, замещающих отдельные должности, включённые в перечни, установленные государственными органами субъекта Российской Федерации, на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед государственными органами субъекта Российской Федерации.
С этой целью предлагается внести изменения в Трудовой кодекс Российской Федерации.
Проект федерального закона направлен на дальнейшее проведение единой государственной политики в области противодействия коррупции, подготовлен с учётом единства требований и ограничений и учитывает основные направления деятельности по повышению эффективности противодействия коррупции.
Разработка данного законопроекта полностью соотносится с одной из задач, содержащейся в Национальном плане противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы, утверждённом Указом Президента Российской Федерации от 01.04.2016 N 147, и предусматривающей распространение на отдельные категории работников организаций, созданных для выполнения задач, поставленных перед органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, некоторых запретов, ограничений и требований, установленных в целях противодействия коррупции.
Предполагается, что социальными последствиями принятия законопроекта станет дальнейшее совершенствование законодательства в сфере профилактики коррупции.
Законопроект был предварительно рассмотрен в Совете законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации (проект законодательной инициативы N 7-242) и рекомендован к внесению в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.
Проект федерального закона доработан с учётом замечаний, изложенных в заключении правового управления аппарата Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и заключении правового управления аппарата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статью 349.2 Трудового кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 349.2 Трудового кодекса Российской Федерации" не потребует дополнительных расходов федерального бюджета.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статью 349.2 Трудового кодекса Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в статью 349.2 Трудового кодекса Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов и федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.