Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 404799-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
В соответствии с Федеральным законом "О государственной гражданской службе Российской Федерации" для поступления на государственную гражданскую службу граждане должны соответствовать более высоким требованиям, чем кандидаты, баллотирующиеся на должность Президента Российской Федерации на основании Федерального закона "О выборах Президента Российской Федерации".
Например, в соответствии со статьей 16 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" гражданин не может быть принят на гражданскую службу, в том числе, в случае:
отказа от оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну;
наличия подтвержденных медицинской организацией заболеваний, препятствующих прохождению гражданской службы;
признания лица не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (в течение 10 лет после вынесения заключения призывной комиссии).
При этом Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации" подобных требований к кандидатам на должность Президента Российской Федерации, то есть к гражданам, претендующим на высшую государственную должность в стране, не предъявляет.
Проект федерального закона направлен на согласование положений федерального законодательства в целях синхронизации требований, предъявляемых к кандидатам для поступления на государственную гражданскую службу и для избрания на высшую государственную должность страны.
Для этого предлагается:
1. Обязать кандидатов при выдвижении своей кандидатуры представлять в ЦИК России письменное согласие на проведение в отношении него проверочных мероприятий по выявлению оснований для отказа в допуске к государственной тайне.
ЦИК России будет наделен правом обращаться в уполномоченные органы с представлением о проведении проверочных мероприятий в целях выявления наличия оснований для отказа в допуске. Согласно статье 22 Закона Российской Федерации "О государственной тайне" к таким основаниям, в частности, относятся постоянное проживание близких родственников кандидата за границей или оформление ими документов для выезда на постоянное жительство в другие государства, а также выявление в результате проверочных мероприятий действий кандидата, создающих угрозу безопасности Российской Федерации.
Выявление таких оснований будет влечь за собой отказ в регистрации или отмену регистрации кандидата.
2. Обязать кандидатов вместе с документами, необходимыми для регистрации, представлять в ЦИК России заключение медицинской организации об отсутствии заболевания, препятствующего замещению должности Президента Российской Федерации. Перечень таких заболеваний и форма заключения медицинской организации будет устанавливаться уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Непредставление соответствующего медицинского заключения будет являться основанием для отказа в регистрации кандидату.
3. Предусмотреть в качестве дополнительного основания для ограничения пассивного избирательного права непрохождение военной службы по призыву при отсутствии на то законных оснований. Указанное обстоятельство, установленное заключением призывной комиссии, будет действовать в течение 15 лет. Представляется, что непрохождение военной службы по призыву при отсутствии на то законных оснований не согласуется со статусом Верховного Главнокомандующего Вооруженными Силами Российской Федерации.
Принятие законопроекта позволит исключить участие в избирательной кампании лиц, которые могут представлять угрозу для безопасности Российской Федерации или объективно будут не в состоянии исполнять полномочия Президента Российской Федерации, в том числе в качестве Верховного Главнокомандующего.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации" не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета, а также не повлечет каких-либо изменений финансовых обязательств государства.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, внесения изменений либо приостановления федеральных законов или иных нормативных правовых актов Российской Федерации.
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О выборах Президента Российской Федерации" потребует принятия Минздравом России нормативного правового акта об утверждении перечня заболеваний, препятствующих замещению должности Президента Российской Федерации, и формы заключения медицинской организации об отсутствии заболеваний, препятствующих замещению должности Президента Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.