Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 408171-7 "Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Социально ориентированными некоммерческими организациями являются некоммерческие организации, осуществляющие деятельность, направленную на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, а также социально значимые виды деятельности.
В настоящее время в России наблюдается позитивная динамика развития сектора социально ориентированных некоммерческих организаций, которые стремятся решать наиболее актуальные и значимые социальные проблемы.
Согласно данным Росстата за последние пять лет количество таких организаций увеличилось почти в полтора раза, почти в два раза увеличилось количество работников и добровольцев, занятых в некоммерческих организациях.
Вопросы оказания мер имущественной поддержки некоммерческим организациям урегулированы Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" (далее - Закон N 7-ФЗ). Так, статьей 31.1 Закона N 7-ФЗ предусмотрено оказание органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с установленными Законом N 7-ФЗ и иными федеральными законами полномочиями поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям при условии осуществления ими в соответствии с учредительными документами, в том числе деятельности в области образования, просвещения, науки, культуры, искусства, здравоохранения, профилактики и охраны здоровья граждан, пропаганды здорового образа жизни, улучшения морально-психологического состояния граждан, физической культуры и спорта и содействия указанной деятельности, а также содействия духовному развитию личности.
Оказание имущественной поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления путем передачи во владение и (или) в пользование таким некоммерческим организациям государственного или муниципального имущества. Указанное имущество должно использоваться только по целевому назначению.
Однако, как правило, свободных площадей у муниципалитета не бывает и фактически крайне редки случаи, когда власти предоставляют нежилые помещения некоммерческим организациям в безвозмездное пользование, то есть, по сути, некоммерческие организации в настоящее время являются обычными арендаторами.
Средства для осуществления уставной деятельности зарабатываются организациями самостоятельно в соответствии с уставом. При этом большинство организаций исправно оплачивает арендную плату и выполняет все условия, предусмотренные договорами аренды, то есть являются добросовестными арендаторами.
Многие некоммерческие организации своими силами производят капитальный ремонт арендуемых помещений, благоустраивают прилегающую к ним территорию, меняют коммуникации и т.д. Некоторые организации инвестировали в арендуемые помещения значительные средства именно потому, что предполагали использовать эти помещения длительный период с учетом продления договора аренды.
С целью создания благоприятных условий развития в нашей стране малого предпринимательства принят Федеральный закон от 22.07.2008 г. N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", согласно которому малому и среднему бизнесу России предоставлен ряд преимущественных прав по приоритетному выкупу арендуемого имущества, но, к сожалению, это совершенно не коснулось некоммерческих организаций, арендующих недвижимое имущество.
Получается, что социально ориентированные некоммерческие организации, ведущие уставную деятельность и решающие затем за свой счет важные социальные проблемы, поставлены в неравное положение с предпринимателями, зарабатывающими деньги для себя лично.
Целью данного законопроекта является предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям преференций при отчуждении из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого этими организациями.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие и реализация Федерального закона "Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" не потребует дополнительных затрат из федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "Об особенностях участия социально ориентированных некоммерческих организаций в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации " не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.