Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 410602-7 "О внесении изменений в статьи 23.22 и 23.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона подготовлен в целях совершенствования и повышения эффективности осуществления государственного экологического надзора.
В настоящее время в соответствии со статьями 23.22 и 23.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) государственные инспектора в области охраны окружающей среды органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - государственные инспектора) не наделены полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях.
При выявлении события правонарушения государственный инспектор не вправе привлечь правонарушителя к административной ответственности. Он вынужден составить протокол и направить материалы уполномоченному на рассмотрение должностному лицу. При этом более 60 процентов нарушителей не являются на рассмотрение дела, следовательно, затягивается процедура получения нарушителем постановления по делу об административном правонарушении и, в конечном итоге, взыскание административного штрафа.
Федеральным законом от 30 марта 2016 года N 81-ФЗ внесены изменения в статью 23.29 Кодекса, согласно которым государственные инспектора наделяются полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.2 (об уничтожении и о повреждении знаков особо охраняемых природных территорий, а также знаков, устанавливаемых пользователями животным миром или органами, осуществляющими федеральный государственный надзор в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания, зданий и других сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам), статьей 7.6, частью 1 статьи 7.11, статьями 8.1, 8.2, 8.4, 8.5, статьями 8.6 и 8.7 (за исключением административных правонарушений, совершенных на землях сельскохозяйственного назначения), статьей 8.12 (в части нарушения порядка отвода земельных участков в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов), частями 1, 2, 4 статьи 8.13, частью 1 статьи 8.14, статьями 8.15, 8.18, 8.19, 8.21 - 8.23, частями 2 и 3 статьи 8.31, статьями 8.33 - 8.36, частью 3 статьи 8.37, статьями 8.39, 8.41, частями 1 и 2 статьи 14.43, статьями 8.46, 8.47 Кодекса.
Указанная практика доказала свою эффективность. Государственными инспекторами Министерства экологии и природных ресурсов Республики Татарстан, в частности с момента наделения полномочиями, вынесено более 300 постановлений по делам об административных правонарушениях (по статье 8.2 - 241 постановление, по статье 7.6 - 21 постановление, по статье 8.6 - 23 постановления, по части 1 статьи 8.13 - 15 постановлений), по которым в большинстве случаев (60 процентов) уплата наложенных административных штрафов производится в течение 15 дней.
В соответствии с пунктом 2 статьи 65 Федерального закона "Об охране окружающей среды" государственный экологический надзор включает в себя государственный надзор за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр, государственный надзор в области использования и охраны водных объектов. В целях охвата всех нарушений природоохранного законодательства и в области недропользования, и в области охраны водных объектов, а также в целях оперативного реагирования на выявленные правонарушения, данный законопроект предлагает внести изменения и в статьи 23.22, 23.23 Кодекса, согласно которым государственные инспектора наделяются полномочиями по рассмотрению дел об административных правонарушениях, предусмотренных частью 2 статьи 7.2 (в части уничтожения или повреждения скважин государственной опорной наблюдательной сети, наблюдательных режимных створов на водных объектах, маркшейдерских знаков), статьей 7.3, статьей 7.4 (в части застройки площадей залегания полезных ископаемых без специального разрешения), статьей 7.10 (в части самовольной уступки права пользования участками недр), статьей 8.5 (в части сокрытия или искажения информации о состоянии недр), статьей 8.9, частью 1 статьи 8.10, статьей 8.11, частью 1 статьи 8.13 (в части нарушения водоохранного режима на водосборах подземных водных объектов), частью 1 статьи 8.17 (в части нарушения условий лицензии на региональное геологическое изучение, геологическое изучение, поиск, разведку и разработку минеральных ресурсов, а также требований по безопасному проведению поиска, разведки и разработки минеральных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, континентального шельфа и (или) исключительной экономической зоны Российской Федерации), статьей 8.18 (в части нарушения правил проведения ресурсных исследований), статьей 8.19, статьей 8.20 (в части незаконной передачи минеральных ресурсов), частью 2 статьи 7.2 (в части уничтожения или повреждения скважин государственной опорной наблюдательной сети, наблюдательных режимных створов на водных объектах (за исключением подземных водных объектов), водохозяйственных или водоохранных информационных знаков, специальных информационных знаков, определяющих границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон водных объектов, в том числе прибрежных полос внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, знаков, информирующих граждан об ограничении водопользования на водных объектах общего пользования), статьей 7.6, статьей 7.7 (за исключением повреждения гидротехнических сооружений), статьей 7.10 (в части самовольной уступки права пользования водным объектом), статьей 7.20, статьей 8.5 (в части сокрытия или искажения экологической информации о состоянии водных объектов), статьями 8.12 - 8.15, 8.42, 8.44, 8.45, частями 1 и 2 статьи 14.43, статьей 14.44, аналогично внесенным изменениям в статью 23.29 Кодекса.
Количество привлеченных к ответственности в соответствии с полномочиями, установленными статьями 23.22, 23.23 Кодекса, государственными инспекторами по Приволжскому федеральному округу за 2016 год превысило значения 2015 года. Общее количество выявленных нарушений природоохранного законодательства в 2015 году составило более 11 тыс., в 2016 - более 16 тыс.: Республика Татарстан - 7369, Республика Башкортостан - 4837, Нижегородская область - 1055, Самарская область - 829, Оренбургская область - 700, Пермский край - 433, Пензенская область - 258, Республика Удмуртия - 233, Кировская область - 199, Ульяновская область - 181, Саратовская область - 154, Республика Чувашия - 39.
Треть вышеуказанных нарушений выявляется при осуществлении государственного надзора за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр и осуществлении государственного надзора в области использования и охраны водных объектов.
В 2016 году в три раза увеличилось количество привлеченных к ответственности за несоблюдение условия обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе; в два раза увеличилось количество привлеченных к ответственности по факту самовольного пользования водными объектами и нарушения условий водопользования; в четыре раза увеличилось количество привлеченных к ответственности за использование прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта с нарушением ограничений хозяйственной деятельности, в том числе за стоянку транспортных средств в водоохранной зоне водного объекта. Анализ административных материалов показал, что, имея возможность на месте выявления правонарушения выносить постановления по делу об административном правонарушении, государственные инспектора работали бы более результативно и оперативно, а правосознание граждан вышло бы на более цивилизованный уровень, что привело бы к уменьшению количества правонарушений.
Данный законопроект получил положительное заключение Комиссии Совета законодателей Российской Федерации при Федеральном Собрании Российской Федерации по координации законотворческой деятельности и мониторингу законодательства и доработан в соответствии с ее рекомендациями.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в статьи 23.22 и 23.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона Российской Федерации "О внесении изменений в статьи 23.22 и 23.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета, а также не приведет к потерям доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в статьи 23.22 и 23.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие федерального закона Российской Федерации "О внесении изменений в статьи 23.22 и 23.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.