Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии
на проект федерального закона N 962678-6 "О внесении изменений в статьи 21 и 34 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
(в части повышения уровня требований к лицам, претендующим на получение охотничьего билета),
внесенный Тюменской областной Думой
(шестого созыва)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии рассмотрел проект федерального закона N 962678-6 "О внесении изменений в статьи 21 и 34 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части повышения уровня требований к лицам, претендующим на получение охотничьего билета), внесенный Тюменской областной Думой (далее - законопроект), и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается изменить Порядок осуществления проверки знаний требований охотничьего минимума, правил пожарной безопасности к пребыванию граждан в лесах, а также правил оказания первой помощи пострадавшим при осуществлении охоты.
Комитет отмечает, что законодательные инициативы, касающиеся изменения порядка и процедуры выдачи и аннулирования охотничьего билета в сфере отношений, возникающих в процессе получения охотничьего билета, а также целесообразности установления обязательного требования о сдаче экзамена на знание охотминимума для физических лиц, получающих охотничий билет, неоднократно рассматривались Государственной Думой. Тем не менее, Комитет отмечает следующее.
При разработке законопроекта не учтено, что обязанность граждан соблюдать требования правил пожарной безопасности в лесах закреплено в положениях Лесного кодекса Российской Федерации. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года N 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах, в соответствии с которыми граждане при пребывании в лесах обязаны соблюдать общие требования пожарной безопасности (пункты 8 - 12 Правил). Таким образом, закрепления в законодательстве об охоте требований схожих требований законодательно не целесообразно.
В законопроекте также не учтено, что отношения, связанные с оказанием первой помощи пострадавшим, в достаточной степени урегулированы Федеральным законом от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", а также рядом федеральных законов, которые также обязывают граждан в случае необходимости при несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях и заболеваниях, угрожающих их жизни и здоровью оказывать соответствующую медицинскую помощь. В частности статья 31 содержит исчерпывающий перечень лиц, обязанных оказывать такую помощь при наличии соответствующей подготовки и навыков, а также предусматривает категорию лиц имеющих право оказывать такую помощь при наличии соответствующей подготовки и навыков.
Более того, в редакции проектируемой статьи 21 Закона об охоте прежде всего остается неясным, порождает ли требование о проверке знаний правил оказания первой помощи пострадавшим обязанность или право оказывать такую помощь, в связи с чем, могут возникнуть определенные практические проблемы ее применения.
Кроме того в целях ее реализации потребуется разработка специальной учебной программы (с учетом статуса данных лиц) по подготовке оказания первой помощи позволяющей обучающимся получать элементарные навыки по оказанию такой помощи, поскольку введение данной нормой обязанностей будет носить декларативный характер.
Необходимо также учитывать, что предлагаемые в часть 8 статьи 21 Закона об охоте изменения являются избыточными, поскольку вопросы лишения физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права в виде права осуществлять охоту урегулированы в статье 3.8 и других статьях Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В частности, в части 3 статьи 32.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривается, что исполнение постановления о лишении права осуществлять охоту осуществляется путем аннулирования охотничьего билета.
Таким образом, по мнению Комитета, предложенное нормативное решение вопроса представляется нецелесообразным.
Рассматриваемый законопроект не поддерживается Правительством Российской Федерации, Государственно-правовым управлением Президента Российской Федерации, Экспертным управлением Президента Российской Федерации, Комитетом Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию.
Кроме того, данный законопроект аналогичен отклоненным в первом чтении законопроектам N 215984-6 "О внесении изменения в статью 21 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Брянская областная Дума) и N 618029-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (Законодательным Собранием Вологодской области), заключения к которым в полной мере являются актуальными.
Также данный законопроект аналогичен подготовленному Комитетом к отклонению в первом чтении проекту федерального закона N 892702-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в части регулирования вопросов осуществления охоты и использования объектов животного мира в охотничьих целях), внесенного депутатом Государственной Думы Н.С. Валуевым и другими.
На основании изложенного, Комитет не поддерживает принятие проекта федерального закона N 962678-6 "О внесении изменений в статьи 21 и 34 Федерального закона "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе отклонить его в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.И. Кашин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.