Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов
на проект федерального закона N 943020-6 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к жилому помещению в многоквартирных домах"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов, рассмотрев проект федерального закона N 943020-6 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к жилому помещению в многоквартирных домах", внесенный депутатами Государственной Думы А.В. Ломакиным-Румянцевым, М.Б. Терентьевым, В.С. Вшивцевым, О.Ю. Баталиной, и др., отмечает следующее.
Законопроектом предусматривается наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления полномочиями по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к жилому помещению в многоквартирных домах.
Законопроектом также вносится изменение в статью 44 Жилищного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым в случае приспособления общего имущества многоквартирного дома для создания условий для беспрепятственного доступа инвалидов к жилому помещению за счет средств из бюджетов всех уровней или других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации, общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме не проводится.
Как отмечается в пояснительной записке, собственники жилых помещений в многоквартирных домах часто возражают против установки пандусов, подъемных платформ для инвалидов, а также требуют демонтировать уже установленные устройства, нарушая, тем самым, положения статьи 15 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" о создании для инвалидов условий для беспрепятственного доступа к жилым помещениям.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к законопроекту его реализация не потребует дополнительных финансовых расходов из средств федерального бюджета.
Комитет поддерживает концепцию законопроекта, отмечая, что предлагаемые изменения позволят улучшить условия доступности окружающей среды для инвалидов, сделать условия их жизнедеятельности более комфортными, что является одной из приоритетных задач органов власти Российской Федерации всех уровней.
Вместе с тем, Комитет считает необходимым отметить следующее.
Статьей 1 законопроекта предусматривается внесение изменения в статью 5 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", согласно которому органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделяются правом по обеспечению инвалидам условий для беспрепятственного доступа к жилому помещению в многоквартирных домах.
Предлагаемое изменение создает внутреннее противоречие в указанном Федеральном законе, так как в соответствии со статьей 15 указанного Федерального закона обеспечение инвалидам условий для беспрепятственного доступа к жилому помещению в многоквартирных домах отнесено к обязанностям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Аналогичное противоречие возникает со статьей 2 законопроекта, которой устанавливается указанный вид деятельности как обязанность органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Кроме того, следует учитывать, что с 1 января 2016 года согласно пункту 5.1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 1 декабря 2014 N 419-ФЗ) органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают инвалидам условия для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах.
Правительство Российской Федерации поддерживая законопроект при условии его доработки с учетом высказанных замечаний, отмечает, что положения статей 1 - 3 законопроекта не соответствуют одному из основных принципов разграничения полномочий между указанными органами, в соответствии с которым не допускается отнесение одного и того же вопроса одновременно как к полномочиям органов государственной власти, так и к полномочиям органов местного самоуправления.
Комитет Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (соисполнитель) поддерживает принятие законопроекта с учетом высказанных замечаний.
Комитет Государственной Думы по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству (соисполнитель) поддерживает принятие законопроекта, при этом полагая, что предлагаемый механизм регулирования вопроса обеспечения доступной среды для инвалидов в жилищной сфере нуждается в существенной доработке.
У Правового управления Аппарата Государственной Думы имеются замечания по законопроекту.
Комитет Совета Федерации по социальной политике поддерживает концепцию данного законопроекта при учете вышеуказанных замечаний.
Учитывая социальную значимость законопроекта, Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и делам ветеранов поддерживает концепцию указанного законопроекта с учетом высказанных замечаний и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
О.Ю. Баталина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.