Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по безопасности и противодействию коррупции
по проекту федерального закона N 1083199-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации"
(в части декриминализации преступлений экономической направленности)
внесенному Президентом Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет по безопасности и противодействию коррупции рассмотрел проект федерального закона N 1083199-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации", внесенный Президентом Российской Федерации.
Изменения, вносимые законопроектом, направлены на формирование условий для создания благоприятного делового климата в стране и исключения возможностей давления на бизнес с помощью механизмов уголовного преследования.
В этих целях законопроектом вносятся изменения в статью 76.1 УК РФ "Освобождение от уголовной ответственности по делам о преступлениях в сфере экономической деятельности". Если в настоящее время для освобождения от ответственности предприниматель обязан возместить ущерб и перечислить в федеральный бюджет денежное возмещение в размере пятикратной суммы причиненного ущерба, то в случае принятия законопроекта сумма денежного возмещения снизится до двукратной суммы причиненного ущерба. Помимо этого переработан список преступлений в сфере экономической деятельности, на которые распространяется статься 76.1.
Также законопроектом увеличивается размер ущерба, являющегося основанием для возбуждения уголовного дела по разным преступлениям в сфере экономической деятельности, меняются размеры ущерба, являющегося основанием для отнесения преступлений в указанной сфере к преступлениям, совершаемым в крупном и особо крупном размере. Законопроектом увеличивается пороговая сумма неуплаченного налога (сбора) для целей возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях, устанавливается процедура возврата документов и материалов, изъятых в процессе предварительного следствия, устанавливается право предпринимателя на допуск нотариуса.
Также законопроектом вносятся новые части пятая, шестая и седьмая в статью 159 (мошенничество). Указанные новые части устанавливают отдельную ответственность за мошенничество в сфере предпринимательской деятельности, поскольку ранее действовавшая статья 159.4 (Мошенничество в сфере предпринимательской деятельности) утратила силу по Постановлению Конституционного Суда РФ от 11.12.2014 N 32-П "По делу о проверке конституционности положений статьи 159.4 Уголовного кодекса Российской Федерации в связи с запросом Салехардского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа".
Комитет поддерживает предложенные решения.
В целях дифференциации ответственности предпринимателей и исполнения требований Национального плана противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы, которым ставится прямая задача усилить борьбу с незаконной передачей должностному лицу заказчика денежных средств, получаемых поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в связи с исполнением государственного или муниципального контракта, за "предоставление" права заключения данного контракта (откатами) и хищениями в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также хищениями государственного и муниципального имущества, необходимо исключить возможность привлечения предпринимателей, совершивших мошенничество или любое другое хищение в рамках исполнения государственного заказа к ответственности по формируемым составам мошенничества в сфере предпринимательской деятельности. Обеспечение данного подхода возможно через принятие проекта федерального закона N 740713-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления борьбы с коррупционными преступлениями".
Исходя из вышеизложенного, Комитет Государственной Думы безопасности и противодействию коррупции поддерживает проект федерального закона N 1083199-6 "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
И.А. Яровая |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.