Официальный отзыв Правительства РФ
на проект федерального закона N 1027793-6 "О внесении изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации",
вносимый в Государственную Думу депутатами Государственной Думы И.И. Гильмутдиновым, Д.А. Свищевым и М.М. Бариевым
Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается дополнить Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ) статьей 230.1, предусматривающей уголовную ответственность за склонение спортсмена тренером, специалистом по спортивной медицине либо иным специалистом в области физической культуры и спорта к использованию субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте, за исключением случаев, предусмотренных статьей 230 УК РФ.
Данные изменения связаны с усилением в 2015 году антидопинговых мер, предусмотренных Всемирным антидопинговым кодексом Всемирного антидопингового агентства (далее - ВАДА), а также участившимися случаями нарушения антидопинговых правил. Кроме того, на официальном сайте ВАДА 25 октября 2015 г. опубликована информация, согласно которой ВАДА признает, что страны, принявшие законодательство в сфере уголовного преследования применения допинга, эффективны в расследовании и поимке специалистов в области физической культуры и спорта, распространяющих запрещенные вещества.
Вместе с тем законопроект не содержит корреспондирующих изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части определения формы предварительного расследования и подследственности по уголовным делам о преступлении, предусмотренном статьей 230.1 УК РФ, что создает правовую неопределенность. Данное обстоятельство не позволяет дать объективную оценку последствиям реализации законопроекта для федерального бюджета.
Перечень субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте, не является исчерпывающим и включает в себя как субстанции и методы, запрещенные постоянно (в соревновательный и во вне соревновательный период), так и субстанции и методы, запрещенные в отдельных видах спорта. Таким образом, если не учитывать данную специфику, могут сформироваться неоднозначные случаи применения статьи 230.1 УК РФ, например, при склонении к употреблению алкоголя, являющегося запрещенным веществом в некоторых видах спорта.
Часть 3 статьи 230.1 УК РФ, в которой идет речь не о склонении спортсмена к использованию субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте, а об использовании без согласия спортсмена субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте, не соответствует наименованию статьи 230.1 УК РФ. Такие действия образуют иной состав преступления и должны быть сформулированы в самостоятельной статье УК РФ. В данном случае не учитывается, что согласие спортсмена может, например, явиться результатом умышленных действий тренера по склонению спортсмена к нарушению антидопинговых правил.
Санкции статьи 230.1 УК РФ нуждаются в корректировке, поскольку не согласованы между собой.
Наказание в виде лишения свободы на срок от десяти до пятнадцати лет за преступление, совершенное по неосторожности (часть 4 статьи 230.1 УК РФ), представляется чрезмерным. Такое наказание предусмотрено за убийство, то есть умышленное причинение смерти (статья 105 УК РФ). Что касается причинения смерти по неосторожности (статья 109 УК РФ), то это преступление относится к категории преступлений средней тяжести и максимальное наказание за него не превышает 4 лет лишения свободы.
Положения законопроекта, устанавливающие уголовную ответственность тренеров, специалистов по спортивной медицине либо иных специалистов в области физической культуры и спорта за использование в отношении спортсмена без его согласия тренером, специалистом по спортивной медицине либо иным специалистом в области физической культуры и спорта субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте, совпадают с положениями статьи 6.18 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предусматривающих административную ответственность указанных лиц за те же действия, в связи с чем необходимо исключить соответствующие нормы из состава административного правонарушения.
Следует отметить, что в перечни субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте, утвержденные приказом Минспорта России от 17 декабря 2015 г. N 1194, включены в том числе и наркотические средства. В то же время склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов образует состав преступления, предусмотренный статьей 230 УК РФ. Поскольку законопроектом не предусмотрено исключений из статьи 230.1 УК РФ, возникает конкуренция уголовно-правовых норм.
Идея законопроекта заслуживает внимания, в связи с чем он поддерживается Правительством Российской Федерации при условии доработки с учетом вышеуказанных замечаний.
Заместитель Председателя |
С. Приходько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.