Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 414966-7 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и Земельный кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Настоящий проект закона разработан на основании многочисленных обращений граждан, проживающих в районах Крайнего Севера.
Граждане, прожившие и проработавшие в районах Крайнего Севера более 20 лет - это те лица, которые в большинстве случаев являются неработающими пенсионерами.
Действующим законодательством лицам, являющимся получателями страховых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, предоставляются компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей к новому месту жительства на территории Российской Федерации, не относящемуся к указанным районам и местностям.
В то же время многие граждане из районов Крайнего Севера стремятся переехать в города, а не в сельскую местность. В целях стимулирования переезда граждан, проработавших в районах Крайнего Севера более 20 лет именно в сельскую местность, законопроектом устанавливается возможность предоставления земельных участков в безвозмездное пользование, а затем в собственность таким гражданам в сельской местности в любом субъекте Российской Федерации.
Предоставление гражданам земельных участков для индивидуального жилищного строительства и ведения личного подсобного хозяйства будет способствовать развитию сельских, в том числе и северных территорий, и повышать их привлекательность для населения.
Законопроектом предлагается внести соответствующие изменения в Земельный кодекс Российской Федерации, дополнив перечень оснований для предоставления земельных участков в безвозмездное пользование и собственность бесплатно.
В последнее время имеет место активный отток людей из сельской местности в города. Это связано в основном с отсутствием рабочих мест, слабым развитием сельских территорий. В то же время предоставление в сельской местности земельных участков гражданам-северянам позволит привлечь в село трудоспособное, активное и экономически стабильное население, что будет способствовать возрождению села.
Многие граждане, посвятившие всю свою трудовую жизнь "северу", хотят остаться в районах Крайнего Севера и по окончании трудовой деятельности. Учитывая низкую плотность населения в районах Крайнего Севера, такое желание необходимо поддерживать и стимулировать. Данный законопроект также дает возможность получить в безвозмездное пользование земельный участок и в районах Крайнего Севера, но в сельской местности.
Отдельно следует отметить, что земельные участки предоставляются гражданам только в тех муниципальных образованиях, которые установлены законом субъекта Российской Федерации. Таким образом, субъект Российской Федерации сможет привлечь население в те муниципальные образования, где есть свободные земельные участки, в том числе пустующие, заброшенные или неиспользуемые земли.
Также субъектам Российской Федерации предоставляется возможность устанавливать не только предельные размеры предоставляемого земельного участка и перечень муниципальных образований, в которых могут быть предоставлены земельные участки, но и основания для отказа в предоставлении гражданину земельного участка в безвозмездное пользование.
Такой подход позволит урегулировать вопросы предоставления земли тем семьям, в которых несколько членов семьи имеют право на получение земельного участка. Так, в регионах с низкой плотностью населения по усмотрению органов государственной власти количество предоставляемых участков на семью может быть не ограничено, в то время как в регионах с высокой плотностью населения законом субъекта Российской Федерации может быть введено такое ограничение.
Кроме того принятие законопроекта позволит также сэкономить средства федерального бюджета на гарантии и компенсации расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера, в случае если участок в сельской местности будет предоставлен в районе Крайнего Севера.
Важно, что законопроект не устанавливает специальный Порядок предоставления земель, а лишь дает гарантию получения в сельской местности на территории всей Российской Федерации участка для тех лиц, которые проработали в районах Крайнего Севера более 20 лет
Финансово-экономическое обоснование
проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и Земельный кодекс Российской Федерации"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и Земельный кодекс Российской Федерации не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет федерального бюджета, не приведет к уменьшению доходов федерального бюджета, а также каких-либо иных изменений финансовых обязательств Российской Федерации.
Перечень
актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и Земельный кодекс Российской Федерации"
В случае принятия федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" и Земельный кодекс Российской Федерации" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, или изменения актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.