Досье на проект федерального закона
В соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации в Правительстве Российской Федерации рассмотрен проект федерального закона с учетом представленного финансово-экономического обоснования.
Законопроектом предлагается введение с 1 января 2017 г. государственной монополии на производство и оборот табака на территории Российской Федерации.
Вместе с тем предметом регулирования законопроекта фактически являются отношения, связанные с государственным регулированием производства и оборота табачной продукции, но не государственная монополия на производство и оборот табака. Таким образом, предмет регулирования законопроекта необходимо соотнести с его названием.
Согласно законопроекту государственная монополия обеспечивается в том числе путем введения лицензионного порядка производства и оборота табака. При этом законопроектом не предусматривается внесение необходимых изменений в Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности".
В соответствии с частью 2 статьи 1 законопроекта производство и оборот табака смогут осуществлять только организации, имеющие соответствующую лицензию, с которыми государство в лице уполномоченного федерального органа исполнительной власти заключило договор на производство и оборот табака.
Согласно статье 11 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" финансовое обеспечение деятельности лицензирующих органов, связанной с лицензированием, является расходным обязательством Российской Федерации. При этом в финансово-экономическом обосновании к законопроекту сообщается, что его принятие не потребует дополнительных финансовых затрат, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Пункты 3 и 4 части 1 статьи 2 законопроекта устанавливают государственные квоты на производство и оборот табака, а также вводят разрешительный Порядок на импорт и экспорт табака. Указанные положения законопроекта противоречат Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г. (далее соответственно - Договор о ЕАЭС, Союз).
Так, согласно статье 47 Договора о ЕАЭС государства - члены Союза в торговле с третьими странами могут в одностороннем порядке вводить и применять меры нетарифного регулирования, но только на временной основе.
В отношении установления государственных стандартов на производство и оборот табака (пункт 1 части 1 статьи 2 законопроекта) необходимо отметить, что в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 52 Договора о ЕАЭС в рамках Союза принимаются технические регламенты Союза, которые имеют прямое действие на территории Союза.
Кроме того, согласно абзацу 2 пункта 2 статьи 53 Договора о ЕАЭС государства - члены Союза обеспечивают обращение продукции, соответствующей требованиям технического регламента Союза (технических регламентов Союза), на своей территории без предъявления дополнительных по отношению к содержащимся в техническом регламенте Союза (технических регламентах Союза) требований к такой продукции и без проведения дополнительных процедур оценки соответствия.
Учитывая изложенное, Правительство Российской Федерации законопроект не поддерживает.
Заместитель Председателя |
С. Приходько |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Письмо Правительства РФ от 15 июня 2016 г. N 4116п-П11 "Заключение на проект федерального закона "О государственной монополии на производство и оборот табака", вносимый в Государственную Думу депутатами Государственной Думы М.В. Дегтяревым, А.Н. Диденко и А.А. Ищенко"
Текст письма официально опубликован не был