Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 10 июня 2016 г. N 5.1-01/1689
на проект федерального закона N 822082-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятому Государственной Думой 8 июня 2016 года
Досье на проект федерального закона
Проект названного Федерального закона (N 822082-6) был внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 23 июня 2015 года под наименованием "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" в части наделения государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" функциями по проведению процедуры банкротства страховых организаций".
Федеральным законом вносятся изменения в Федеральный закон от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ), Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон N 4015-1), а также в ряд иных законодательных актов Российской Федерации, регулирующих вопросы страхования.
Федеральным законом вносятся комплексные изменения в Федеральный закон N 127-ФЗ, которыми корректируются положения о порядке продажи предприятия должника и имущества должника, требования к операторам электронных площадок, положения об имуществе должника, не проданном в ходе конкурсного производства или оставшемся после завершения расчетов с кредиторами. Предусматривается возможность погашения требований кредиторов путем предоставления отступного.
Федеральным законом уточняются положения Федерального закона N 127-ФЗ, регулирующие банкротство финансовых организаций в целом, и страховых организаций, в частности. Так, уточняются дополнительные основания для применения мер по предупреждению банкротства страховой организации, а также Порядок назначения временной администрации страховой организации.
Федеральным законом устанавливаются особенности проведения временной администрацией страховой организации анализа финансового состояния страховой организации. Требования к порядку проведения анализа финансового состояния страховой организации и форме заключения о ее финансовом состоянии устанавливаются контрольным органом.
Федеральным законом также предусматриваются особенности осуществления конкурсного производства в деле о банкротстве страховой организации, регламентируются права и обязанности конкурсного управляющего. Конкурсное производство в отношении страховой организации вводится сроком на один год и может быть продлено на шесть месяцев. Полномочия конкурсного управляющего при банкротстве страховой организации осуществляет государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" через назначенного из числа своих работников представителя (представителей), действующего на основании приказа.
Федеральным законом вносятся изменения в ряд статей Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). В частности, устанавливается административная ответственность за непринятие страховщиком мер по обеспечению хранения информации, содержащейся в информационных системах, ведение и обеспечение сохранности которых предусмотрены страховым законодательством, за дачу заведомо ложного заключения экспертом при осуществлении муниципального контроля, а также уточняются наименования органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) в некоторых сферах правовых отношений.
В соответствии с Федеральным законом Закон N 4015-1 дополняется положением, возлагающим на страховщика обязанность отражать все осуществленные операции и сделки в базах данных информационных систем, на электронных носителях и обеспечивать возможность доступа органа страхового надзора к такой информации, изменяется Порядок опубликования решения органа страхового надзора об ограничении или о приостановлении действия лицензии страховщика, а также решения органа страхового надзора об отзыве лицензии.
Федеральный закон принят по предметам ведения Российской Федерации, установленным пунктами "а" (принятие и изменение федеральных законов), "ж" (финансовое регулирование) и "о" (гражданское законодательство) статьи 71 Конституции Российской Федерации, а также в рамках полномочий Российской Федерации по вопросу совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, установленному пунктом "к" (административное, административно-процессуальное законодательство) части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации, в том числе положениям о правах и свободах человека и гражданина, и согласуется с системой федерального законодательства.
Внутренняя логика Федерального закона соблюдена, противоречия между его структурными частями и нормами не выявлены.
Обращаем внимание, что изменения в КоАП РФ были внесены после принятия законопроекта Государственной Думой в первом чтении. При этом текст законопроекта, содержащий данные изменения, в субъекты Российской Федерации не направлялся.
Необходимо также отметить, что пунктом 1 статьи 2 Федерального закона в наименовании статьи 7.14 КоАП РФ уточняется название органа, осуществляющего государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия. Вместе с тем аналогичное изменение не вносится в абзац первый этой же статьи КоАП РФ.
Кроме того, пунктом 14 статьи 2 Федерального закона часть 1 статьи 19.26 КоАП РФ излагается в новой редакции, предусматривающей административную ответственность эксперта за дачу заведомо ложного заключения при осуществлении муниципального контроля. При этом Федеральный закон не содержит положений, определяющих органы, должностные лица которых вправе составлять протоколы о таких правонарушениях.
Необходимо также отметить, что в пункте 1 статьи 9 Федерального закона допущена ошибка при указании номера признаваемого утратившим силу абзаца. В связи с признанием в статье 4 Федерального закона утратившими силу абзаца седьмого пункта 5 и пункта 6 статьи 213.11 Федерального закона N 127-ФЗ вместо абзаца двести тридцать второго следовало признать утратившими силу абзацы двести тридцать третий и двести тридцать четвертый подпункта "б" пункта 23 статьи 6 Федерального закона от 29 июня 2015 года N 154-ФЗ "Об урегулировании особенностей несостоятельности (банкротства) на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Правовым последствием вступления в силу Федерального закона явится совершенствование законодательства Российской Федерации, в том числе в области банкротства страховых организаций и обеспечения сохранности информации о страховой деятельности.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, антикоррупционная экспертиза проведена, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку затрагивает вопросы, предусмотренные пунктом "в" (финансовое регулирование) статьи 106 Конституции Российской Федерации, и его рассмотрение должно быть начато не позднее 23 июня 2016 года.
В соответствии со статьей 13 Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых указанной статьей Федерального закона установлены иные сроки вступления в силу.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Е.В. Бушмину, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике Ю.В. Неёлову, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам С.Н. Рябухину, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.