Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по экономической политике от 14 июня 2016 г. N 3.6-03/1173
на проект федерального закона N 822082-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по экономической политике рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 8 июня 2016 года (проект N 822082-6), и в рамках вопросов ведения отмечает следующее.
Федеральный закон вносит изменения в Федеральный закон от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Федеральный закон N 127-ФЗ), которыми унифицируется механизм банкротства страховых организаций с учетом действующих норм российского законодательства и предусматривается привлечение государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (далее - Агентство) в дела о банкротстве страховых организаций.
Федеральный закон предусматривает исполнение Агентством полномочий конкурсного управляющего через назначенного им из числа своих работников представителя, действующего на основании приказа, а также устанавливает возможность включения работников Агентства в состав временной администрации страховой организации, назначаемой Банком России. При этом Федеральным законом уточняется механизм назначения временной администрации, формирование ее состава и правомочия.
Федеральным законом устанавливаются особенности правового положения Агентства как конкурсного управляющего, в частности в целях сокращения расходов Агентства на него не распространяются требования о страховании ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве страховой организации, о членстве в саморегулируемой организации арбитражных управляющих, об освобождении или отстранении от исполнения возложенных на него обязанностей.
Федеральным законом определяются особенности осуществления конкурсного производства в деле о банкротстве страховой организации, особенности установления требований кредиторов в ходе конкурсного производства в деле о банкротстве страховой организации, ее ликвидации, а также особенности банкротства страховой организации, которая фактически прекратила свою деятельность, отсутствует или если установить ее местонахождение не представляется возможным. Федеральный закон ужесточает ответственность контролирующих страховую организацию лиц, корректируя определение понятия "контролирующее лицо" и устанавливая особенности привлечения к ответственности.
Также Федеральный закон устанавливает механизм проведения анализа финансового состояния страховой организации, осуществляемого временной администрацией.
Все вносимые Федеральным законом изменения, касающиеся особенностей банкротства страховых организаций, направлены на усиление роли государства при предотвращении банкротства страховых организаций, деятельность которых затрагивает широкий круг страхователей - и граждан, и юридических лиц.
В целях повышения ответственности страховой организации вносятся изменения в Федеральный закон от 27 ноября 1992 года N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" в части установления требования для страховых организаций создавать и хранить резервные базы данных, отражающие информацию об имуществе, обязательствах страховой организации и их движении, а также порядка доступа к ним.
В Федеральном законе от 27 июля 2010 года N 225-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" уточняется, что в пределах суммы компенсационной выплаты, произведенной потерпевшему в случае применения к страховщику процедуры банкротства и отзыва у него лицензии на осуществление страховой деятельности, к профессиональному объединению страховщиков переходит право требования страхового возмещения, которое лицо, получившее компенсационную выплату, могло бы предъявить к страховщику. Такое объединение имеет право требования к страховщику в размере сумм, предназначенных для осуществления компенсационных выплат после даты закрытия реестра заявленных требований кредиторов.
Аналогичные требования устанавливаются в Федеральном законе от 25 июля 2011 года N 260-ФЗ "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" и в Федеральном законе от 14 июня 2012 года N 67-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном".
Федеральным законом также вносятся изменения в Федеральный закон N 127-ФЗ, основанные на правоприменительной практике. В частности, уточняются особенности продажи предприятия должника в ходе внешнего управления, требования к членам саморегулируемой организации операторов электронных площадок, полномочия конкурсного управляющего, судьба имущества должника, не проданного в ходе конкурсного производства или оставшегося после завершения расчетов с кредиторами, детализируется Порядок погашения требований кредиторов в ходе конкурсного производства путем предоставления им отступного.
Кроме того, корректируется процедура банкротства физических лиц. В частности, устанавливается, что гражданин вправе распоряжаться средствами на банковском счете в сумме, не превышающей 50 тысяч рублей в месяц. Денежными средствами, размещенными на иных счетах должник может распоряжаться только с предварительного согласия финансового управляющего.
Федеральный закон также вносит точечные изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный закон от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" и некоторые другие нормативные правовые акты. Комитет отмечает, что законопроект был дополнен указанными положениями при подготовке ко второму чтению. При этом данные изменения не являлись предметом рассмотрения его концепции и не относятся к сфере как банкротства страховых организаций, так и к сфере банкротства в целом. Вместе с тем в соответствии с позицией Конституционного суда Российской Федерации принятие закона в первом чтении означает, что его концепция получила поддержку Государственной Думы и не может быть произвольно изменена. Изменение концепции законопроекта не может происходить на этапе внесения поправок к нему в целях избежания появления имеющих принципиальное значение изменений, которые могут привести к искажению изначального волеизъявления (Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 5 июля 2001 года N 11-П).
Федеральный закон вступает в силу по истечении 180 дней после дня его официального опубликования, за исключением положений, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
В результате проведения антикоррупционной экспертизы текста Федерального закона, предусмотренной статьей 27 Регламента Совета Федерации, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку содержит вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам поддерживает указанный Федеральный закон.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Совета Федерации по экономической политике рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель Комитета |
Ю.В. Неёлов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.