Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по бюджету и финансовым рынкам от 14 июня 2016 г. N 3.5-04/1032
на проект федерального закона N 822082-6 "О внесении изменении в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (проект N 822082-6), принятый Государственной Думой 8 июня 2016 года (далее - Федеральный закон), и в части вопросов, отнесенных к ведению комитета, отмечает следующее.
Федеральный закон был внесен Правительством Российской Федерации и направлен на совершенствование процедуры банкротства страховых организаций путем привлечения Государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (далее - Агентство) в дела о банкротстве страховых организаций. По существу заявленной концепции Федеральный закон вносит изменения в следующие законодательные акты Российской Федерации.
В Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" рассматриваемым Федеральным законом внесены следующие основные изменения. В главу III внесена новая статья 29.1 "Обеспечение хранения информации о деятельности страховщика". В статье предусмотрено, что страховщик обязан отражать все осуществленные операции и иные сделки в базах данных информационных систем на электронных носителях, позволяющих обеспечить хранение содержащейся в них информации не менее чем пять лет. Требования к порядку создания, ведения баз данных и предоставления доступа к ним устанавливаются органом страхового надзора. Также в статье определены основания и Порядок передачи резервных копий баз данных в орган страхового надзора.
Изменены Порядок, сроки опубликования и вступления в силу решения органа страхового надзора об ограничении или о приостановлении действия лицензии, или об отзыве лицензии. Это решение, публикуемое в настоящее время в соответствующем печатном органе в течение 10 рабочих дней со дня его принятия и вступающее в силу со дня его опубликования, теперь будет размещаться на официальном сайте органа страхового надзора в сети "Интернет" на следующий день после принятия такого решения и вступать в силу со дня его размещения.
Дополнительно устанавливается, что в связи с отзывом лицензии договоры страхования и договоры перестрахования прекращаются по истечении сорока пяти календарных дней с даты вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии, за исключением договоров страхования и договоров перестрахования по видам страхования, по которым в соответствии с федеральными законами предусмотрено осуществление компенсационных выплат за счет средств профессиональных объединений страховщиков или иных организаций, на которые в соответствии с федеральными законами возложена обязанность осуществления компенсационных выплат. Досрочное прекращение договора страхования по указанному обстоятельству влечет за собой возврат страхователю части страховой премии пропорционально разнице между сроком, на который был заключен договор страхования, и сроком, в течение которого он действовал, или выплату выкупной суммы по договору страхования жизни, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
С одного месяца до одного рабочего дня, следующего за днем вступления в силу решения органа страхового надзора об отзыве лицензии, уменьшился срок уведомления страховщиком страхователей об отзыве лицензии. При этом страховщик вправе дополнительно осуществить это уведомление путем размещения его на своем официальном сайте в сети "Интернет" или рассылки страхователям CMC-сообщений и (или) сообщений по электронной почте.
В Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях вносятся изменения, предусматривающие ответственность страховщика за непринятие мер по обеспечению хранения информации, содержащейся в информационных системах, ведение и обеспечение сохранности которых предусмотрены страховым законодательством в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей. Также в КоАП вносится значительное количество изменений не соответствующих заявленной концепции рассматриваемого Федерального закона.
В Федеральный закон "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" вносится изменение, предусматривающее, что Банк России вправе по решению Совета директоров предоставлять государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" кредиты без обеспечения на срок до пяти лет не только для осуществления мероприятий по предупреждению банкротства банков, но и по урегулированию обязательств банков.
В Федеральный закон "О несостоятельносте (банкротстве)" вносятся изменения, направленные как на совершенствования законодательного регулирования общих условий и процедур банкротства, так и порядка санации и банкротства финансовых организаций, в том числе страховщиков. Наиболее существенными изменениями, относящиеся к концепции рассматриваемого Федерального закона являются следующие.
Совершенствуются нормы предупреждения банкротства страховой организации, в том числе уточняются основания как возможности, так и обязанности назначения контрольным органом временной администрации страховой организации, определяются Порядок и сроки ее назначения. В качестве нового инструмента предупреждения банкротства страховой организации вводится процедура проведения анализа финансового состояния страховой организации, определяется Порядок анализа и содержание заключения о финансовом состоянии. В случае наличия в заключении о финансовом состоянии страховой организации вывода о возможности восстановления ее платежеспособности временная администрация в срок не более чем двенадцать рабочих дней с даты составления заключения о финансовом состоянии страховой организации составляет план восстановления ее платежеспособности. В случае наличия в заключении о финансовом состоянии страховой организации вывода о возможности передачи страхового портфеля, в том числе по видам страхования, по которым предусмотрено осуществление компенсационных выплат, временная администрация организует осуществление передачи страхового портфеля.
Рассматриваемым Федеральным законом определяются особенности осуществления конкурсного производства в деле о банкротстве страховой организации. Конкурсное производство вводится сроком на один год и может быть продлено на шесть месяцев. Полномочия конкурсного управляющего при банкротстве страховой организации осуществляет Агентство, которое осуществляет полномочия конкурсного управляющего через назначенного из числа своих работников представителя. Агентство как конкурсный управляющий страховой организации является лицом, участвующим в деле о банкротстве страховой организации, и ведет реестр требований кредиторов страховой организации без привлечения реестродержателя. Устанавливаются обязанности конкурсного управляющего, Порядок осуществления им своих полномочий и процедура контроля за его деятельностью.
Дополнительно уточняются особенности удовлетворения требований кредиторов страховой организации, а также вновь устанавливаются особенности банкротства отсутствующей страховой организации и особенности привлечения к ответственности контролирующего страховую организацию лица.
Корреспондирующие с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" изменения, в части процедуры банкротства страховых организаций, вносятся в следующие законодательные акты.
В Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте" и в Федеральный закон "О государственной поддержке в сфере сельскохозяйственного страхования и о внесении изменений в Федеральный закон "О развитии сельского хозяйства" вносятся изменения в части установления срока по возможности взыскания суммы компенсационной выплаты. Определено, что право требования страхового возмещения, которое лицо, получившее компенсационную выплату, могло бы предъявить к страховщику, переходит к профессиональному объединению страховщиков в пределах суммы компенсационной выплаты, произведенной не позднее даты закрытия реестра заявленных требований кредиторов. Дополнительно устанавливается, что профессиональное объединение страховщиков имеет право требования к страховщику в определяемом в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" размере сумм, предназначенных для осуществления компенсационных выплат после даты закрытия реестра заявленных требований кредиторов.
В Федеральный закон "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном" вносятся изменения, предусматривающие, что компенсационные выплаты осуществляет не только профессиональное объединение страховщиков, но также вправе рассматривать требования о компенсационных выплатах и их осуществлять страховщики, действующие за счет профессионального объединения страховщиков на основании заключенных с ним договоров. Также, по аналогии с вышеуказанными федеральными законами, устанавливается срок, в течение которого профессиональное объединение страховщиков вправе предъявить к страховщику требование о взыскании суммы произведенной компенсационной выплаты -не позднее даты закрытия реестра заявленных требований кредиторов. Также устанавливается, что профессиональное объединение страховщиков имеет право требования к страховщику в определяемом в соответствии с Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве)" размере сумм, предназначенных для осуществления компенсационных выплат после даты закрытия реестра заявленных требований кредиторов.
Рассматриваемый Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования, за исключением отдельных положений и норм, для которых установлены иные сроки вступления их в силу.
В целом Федеральный закон усиливает роль государства в проведении санации и банкротства страховых организаций, повышает защиту прав и интересов страхователей, застрахованных лиц и выгодоприобретателей.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов коррупциогенные факторы не выявлены.
С учетом изложенного Комитет Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (проект N 822082-6).
Председатель комитета |
С.Н. Рябухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.