Заключение Счетной палаты РФ от 30 декабря 2015 г. N ЗСП-275/03-01
на проект федерального закона N 939612-6 "О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части введения прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц)
Досье на проект федерального закона
Заключение Счетной палаты Российской Федерации на проект федерального закона N 939612-6 "О внесении изменений в главу 23 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части введения прогрессивной шкалы налога на доходы физических лиц) (далее -законопроект) подготовлено в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 41-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации" и решением Совета Государственной Думы (протокол от 3 декабря 2015 г. N 269).
Законопроект, внесенный депутатами Государственной Думы Г.А. Зюгановым, В.И. Кашиным, Н.В. Арефьевым и другими, предполагает установление прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц в следующих пределах: при ежемесячном доходе менее 400 тысяч рублей - ставка налога 13%, при ежемесячном доходе от 400 тысяч рублей до 1 миллиона рублей доходы облагаются налогом в следующем порядке: сумма дохода менее 400 тысяч рублей - 13%, свыше 400 тысяч рублей - 30%, ежемесячный доход свыше 1 миллиона рублей предлагается облагать по ставке 50%.
По законопроекту полагаем важным отметить следующее.
В соответствии с Законом Российской Федерации от 7 декабря 1991 г. N 1998-1 "О подоходном налоге с физических лиц" с 1 января 1992 года по 31 декабря 2000 года в Российской Федерации применялась прогрессивная шкала налоговых ставок, при этом за указанный период шкала налоговых ставок пересматривалась девять раз и в разные годы существовало от трех до шести диапазонов совокупного годового дохода, облагаемого по налоговым ставкам от 12 до 60%.
Несмотря на многочисленные модификации шкалы налоговых ставок, к концу 90-х годов стала очевидна неэффективность действовавшего порядка подоходного налогообложения физических лиц, в первую очередь, из-за стремления работодателей и работников минимизировать реально выплачиваемые (получаемые) доходы в целях снижения налоговой нагрузки, а также по причине сложности администрирования налогообложения доходов граждан, работающих по совместительству, поскольку применение прогрессивной шкалы налогообложения требует декларирования доходов всеми, кто имеет более одного источника доходов, что, безусловно, увеличивает нагрузку на налогоплательщиков и налоговые органы.
Кроме того, введение прогрессивной шкалы налоговых ставок по налогу на доходы физических лиц может привести к увеличению теневой занятости и снижению поступлений в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации, поскольку усложняется механизм декларирования и уплаты налога на доходы физических лиц.
Указанные факторы в значительной степени обусловили отказ с 1 января 2001 года от прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц, что способствовало легализации оплаты труда работников и привело к увеличению поступления налога в бюджетную систему Российской Федерации.
При этом следует отметить, что применение единой налоговой ставки с большей величины дохода в абсолютном значении обеспечивает большее поступление налога, кроме того, учет разной величины доходов физических лиц достигается применением повышенной ставки налога на доходы физических лиц (35%) к доходам, не связанным с выполнением налогоплательщиком работ (оказанием услуг), а также применением "плоской" шкалы налогообложения (13%) одновременно с такими налоговыми инструментами, как стандартные, социальные, имущественные и профессиональные вычеты, что позволяет дифференцировать налогообложение доходов физических лиц.
По мнению Счетной палаты Российской Федерации, предлагаемый авторами законопроекта возврат к прогрессивной шкале налогообложения может потребовать увеличения штатной численности налоговых органов, что, в свою очередь, потребует дополнительных затрат из федерального бюджета.
Полагаем важным обратить внимание, что Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов (одобрены Правительством Российской Федерации 11 июля 2015 года) введение прогрессивной шкалы налогообложения доходов физических лиц не предусмотрено.
Также отмечаем, что в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 года Президент Российской Федерации выразил мнение о необходимости стабильного налогового законодательства и предложил "на ближайшие четыре года "зафиксировать" действующие налоговые условия".
На основании изложенного Счетная палата Российской Федерации представленный законопроект не поддерживает.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.