Пояснительная записка
по проекту федерального закона N 416294-7 "О внесении изменений в статью 12.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Положение дел с обеспечением безопасности дорожного движения в местах пересечения автомобильных дорог и железнодорожных путей в одном уровне продолжает оставаться нестабильным. Железнодорожный транспорт является одной из системообразующих отраслей российской экономики, а для некоторых регионов единственным источником доходов населения и средством перемещения. Безопасность на железнодорожном транспорте является предметом пристального внимания государства и общества, а любые транспортные происшествия, допущенные в его деятельности, включая дорожно-транспортные происшествия на железнодорожных переездах, носят значительный резонансный характер.
В настоящее время усматривается явное несоответствие меры ответственности степени общественной опасности противоправного деяния.
По оперативным данным МВД России в 2016 году выявлено 80 379 нарушений правил пересечения железнодорожных переездов, из них квалифицированных по ч. 1 ст. 12.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях - 44 524 нарушения, по ч. 2 ст. 12.10 - 35 573 нарушения.
Ежегодно на железнодорожных переездах регистрируется до 300 столкновений автотранспортной техники с железнодорожным подвижным составом, которые приводят к невосполнимым человеческим потерям, травмированию людей и существенному экономическому ущербу.
Так, в 2016 году допущено 211 столкновений автотранспортных средств с подвижным составом, из них 56 столкновений с пассажирскими и пригородными поездами. В результате пострадали 108 человек (в том числе локомотивная бригада пассажирского поезда), 31 из которых погибли.
При этом общий ущерб за 2016 год для владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта составил 5 905 730 тыс. руб.
За 5 месяцев текущего года уже допущено 117 ДТП, в результате которых пострадали 78 человек, 19 из них погибли.
15 июня 2017 г. в Сахалинской области на регулируемом железнодорожном переезде произошло столкновение пассажирского поезда сообщением "Ноглики - Южно-Сахалинск" с автомашиной КАМАЗ (с полуприцепом), водитель которого проигнорировал запрещающий сигнал переездной сигнализации и выехал на переезд перед приближающимся поездом. В результате ДТП допущен сход с рельсов локомотива поезда. Водитель автомашины погиб на месте происшествия, пассажир скончался по пути в больницу.
Настоящим проектом федерального закона предлагается усиление административной ответственности за противоправные действия при пересечении железнодорожных путей, совершенные водителями транспортных средств, путем внесения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях.
Проект федерального закона предусматривает ужесточение наказания за действия, выраженные в проезде через нерегулируемый железнодорожный переезд при приближающемся поезде (локомотиве, дрезине), которые в действующем законе квалифицируются по части 2 статьи 12.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Так как по своей сути сопоставимы по степени тяжести с деяниями, предусмотренными частью 1 данной статьи, в связи с чем предложено выделить их в самостоятельный состав административного правонарушения.
В соответствии с поручением Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации А.В. Дворковича, доведенным Аппаратом Правительства Российской Федерации письмом от 10 марта 2016 г. N П9-11057, законопроектом предусмотрено увеличение размера административного штрафа с одной тыс. рублей, установленных в настоящее время, до 5 тыс. рублей.
Изменения статьи 12.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в соответствии с поручением Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации И.И. Шувалова от 16 мая 2017 г. N ИШ-П9-3095 согласованы с МВД России и приведены в соответствие с общественной опасностью правонарушения.
На заседании экспертной рабочей группы федерального уровня под председательством Министра Российской Федерации М.А. Абызова (протокол от 30 марта 2016 г. N 1) настоящий проект федерального закона, а также общественная инициатива со схожим предметом регулирования поддержаны всеми членами экспертной рабочей группы федерального уровня.
Необходимо отметить, что Ассоциацией международных автомобильных перевозчиков (письмо от 14 сентября 2015 г. N АСМАП-7-2-1736) также предложено установление штрафа по части 2 статьи 12.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в размере 5 тыс. рублей.
Представляется, что предложенные меры административно-правового воздействия позволят изменить к лучшему положение дел в сфере безопасности движения через железнодорожные пути.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 12.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Для реализации проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 12.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребуется дополнительного финансирования из средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 12.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 12.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения, или принятия федеральных законов.
Перечень нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 12.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в статью 12.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.