Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по культуре
на проект федерального закона N 1037638-6 "О внесении изменения в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях",
внесенный Псковским областным Собранием депутатов
Досье на проект федерального закона
Комитет по культуре рассмотрел проект федерального закона N 1037638-6 "О внесении изменения в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенный Псковским областным Собранием депутатов (далее - проект федерального закона), и сообщает свое заключение.
Предлагаемые проектом федерального закона изменения указанной статьи КоАП направлены на увеличение до 1 года срока привлечения к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные статьями 19.4, 19.4.1 и 19.5 КоАП, связанные с вопросами государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия.
Статья 4.5 КоАП устанавливает, что срок привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации составляет 1 год. В целях устранения правонарушений в указанной сфере орган, уполномоченный осуществлять государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия (далее - орган охраны объектов культурного наследия), имеет право выдавать предписания, неисполнение которых образует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 18 статьи 19.5 КоАП "Невыполнение в срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль)". Повторное невыполнение указанного предписания образует состав административного правонарушения, предусмотренный частью 19 статьи 19.5 КоАП.
Следует учесть, что последствия неисполнение предписания органа государственной охраны объектов культурного наследия прямо влияют на объект культурного наследия, так как указанные предписания выдаются с целью исполнения конкретных действий по сохранению объекта культурного наследия, в том числе предупреждающих причинение вреда объекту культурного наследия. При этом срок привлечения к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные частями 18 и 19 статьи 19.5 КоАП составляет всего три месяца.
Действующей редакцией статьи 4.5 КоАП срок привлечения к административной ответственности по статьям 19.4 "Неповиновение законному распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль" и 19.4.1 "Воспрепятствование законной деятельности должностного лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля" КоАП также составляет 3 месяца, что недостаточно для надлежащего рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных данными статьями по следующим причинам.
В течение указанного периода времени должностным лицом, уполномоченным на составление протокола об административных правонарушениях, должен быть совершен ряд процессуальных действий: осуществлены мероприятия по надзору (контролю), составлен протокол, затем протокол и материалы дела подлежат направлению в суд, рассматривающий дело об административном правонарушении.
При этом в указанный трехмесячный срок включаются периоды времени, необходимые для надлежащего уведомления лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте составления протокола, о времени рассмотрения судом дела об административном правонарушении, об иных процессуальных действиях, а также для направления протокола и материалов дела в суд, если дело подлежит рассмотрению судом, находящимся в ином субъекте Российской Федерации, для пересылки судами дел об административных правонарушениях в целях устранения недостатков.
Ситуация с рассмотрением дел об административных правонарушениях может осложняться также затягиванием сроков из-за недостатков работы технического персонала судов, направляющих корреспонденцию, сбоя в работе почтовой организации, что влечет за собой прекращение производства по делу об административном правонарушении в связи с истечением срока привлечения к административной ответственности за вышеуказанные правонарушения.
Учитывая изложенное, Комитет по культуре полагает предусмотренное проектом федерального закона изменение статьи 4.5 КоАП актуальным для сферы государственной охраны объектов культурного наследия.
Одновременно полагаем целесообразным уточнить, что предусмотренное проектом федерального закона увеличение срока привлечения к административной ответственности за правонарушения, предусмотренные статьей 19.5 КоАП, должно касаться только частей 18 и 19 данной статьи, так как иные части статьи 19.5 КоАП не имеют отношения к нарушениям законодательства об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.
Комитет по культуре поддерживает концепцию проекта федерального закона N 1037638-6 "О внесении изменения в статью 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенного Псковским областным Собранием депутатов.
Первый заместитель |
Е.Г. Драпеко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.