Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по экономической политике от 28 июня 2016 г. N 3.6-04/1280
на проект федерального закона N 841348-6 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по экономической политике рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 17 июня 2016 года (проект N 841348-6), и в рамках вопросов ведения отмечает следующее.
Федеральный закон вносит изменения в Федеральный закон от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи", Федеральный закон от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе", направленные на совершенствование порядка осуществления платежей с использованием мобильного телефона для сотрудников корпоративных клиентов операторов связи и снятия существующих ограничений в развитии мобильной коммерции.
В соответствии с действующей редакцией части 4 статьи 54 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 126-ФЗ "О связи", расчеты с третьими лицами за счет средств, внесенных в оплату услуг связи, могут осуществлять только абоненты - физические лица. Федеральным законом вводится новый субъект правоотношений по увеличению остатка электронных денежных средств за счет денежных средств, вносимых оператору связи, - "физическое лицо - пользователь услугами связи", а также устанавливаются нормы, позволяющие сотрудникам корпоративных клиентов оператора связи, которые согласно законодательству о связи являются пользователями услуг связи, совершать с помощью мобильного телефона платежи в пользу третьих лиц.
Федеральный закон касается случаев, когда договор на оказание услуг связи с оператором связи заключает юридическое лицо и, соответственно, оплата услуг связи возможна только с абонентом - юридическим лицом.
Поскольку физическое лицо - пользователь услуг связи не является стороной договора на оказание услуг связи, то в настоящее время не вправе вносить денежные средства в оплату услуг связи и (или) увеличение остатка электронных денежных средств.
Федеральный закон вносит изменение, в соответствии с которым денежные средства, вносимые абонентом - юридическим лицом за услуги связи, могут быть использованы для увеличения остатка электронных денежных средств физического лица - пользователя услугами связи. При этом оператор электронных денежных средств наделяется правом увеличивать остаток электронных денежных средств физического лица - пользователя услугами связи, при наличии соответствующего договора между оператором связи и юридическим лицом при одновременном выполнении ряда условий, таких как:
- наличие трудового договора, гражданско-правового договора между юридическим лицом - абонентом и физическим лицом - пользователем услугами связи;
- наличие договора, заключенного оператором электронных денежных средств с физическим лицом - пользователем услугами связи;
- наличие предоставленных юридическим лицом сведений о физическом лице - пользователе услугами связи;
- заключение соглашения между оператором связи и физическим лицом - пользователем услугами связи;
- отдельный учет денежных средств физического лица - пользователя услугами связи, вносимых оператору связи для увеличения остатка электронных денежных средств такого физического лица - пользователя услугами связи.
Федеральный закон определяет виды услуг с постоянным размером вознаграждения (услуги по предоставлению парковок, парковочных мест, по перевозке пассажиров и багажа, использованию платных автомобильных дорог и автомобильных дорог, содержащих платные участки), при оплате которых не применяются информирование о постоянном размере комиссии и согласие абонента на передачу распоряжения оператору электронных денежных средств. Такой Порядок предполагает только формирование платежного распоряжения и информирование о списании средств и вводится для второй и последующих оплат указанных услуг. В случае увеличения вознаграждения абонент будет дополнительно извещен о новом размере комиссии и должен заново дать согласие на передачу распоряжения.
Предлагаемые Федеральным законом изменения позволят повысить уровень использования населением городских мобильных сервисов, облегчить процесс оплаты различных услуг, а также повысить доступность государственных услуг.
Федеральный закон также вносит изменение в Федеральный закон от 7 августа 2001 года N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма", которым расширяет перечень организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, уточнив, что к ним относятся все операторы связи, занимающие существенное положение в сети общего пользования, которые имеют право самостоятельно оказывать услуги связи по передаче данных, а не только операторы связи, оказывающие услуги абонентам - физическим лицам.
Одновременно Федеральным законом вносятся изменения в Федеральный закон от 26 марта 1998 года N 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", Федеральный закон от 14 апреля 1999 года N 77-ФЗ "О ведомственной охране", которыми устанавливается право стратегического акционерного общества, ведущего деятельность по добыче алмазов, на создание ведомственной охраны для обеспечения защиты принадлежащих ему или его дочерним обществам на праве собственности объектов алмазодобывающей промышленности.
Комитет обращает внимание на то, что законопроект был дополнен указанными положениями при подготовке ко второму чтению. При этом данные изменения не являлись предметом рассмотрения его концепции и не относятся к сфере как использования электронных средств платежа, так и к деятельности в области связи в целом. Вместе с тем в соответствии с позицией Конституционного суда Российской Федерации принятие закона в первом чтении означает, что его концепция получила поддержку Государственной Думы и не может быть произвольно изменена. Изменение концепции законопроекта не может происходить на этапе внесения поправок к нему в целях избежания появления имеющих принципиальное значение изменений, которые могут привести к искажению изначального волеизъявления (Постановление Конституционного суда Российской Федерации от 5 июля 2001 года N 11-П).
В результате проведения антикоррупционной экспертизы текста Федерального закона, предусмотренной статьей 27 Регламента Совета Федерации, коррупциогенные факторы не выявлены.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Совета Федерации по экономической политике рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель Комитета |
Ю.В. Неёлов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.