Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству от 28 июня 2016 г. N 3.1-05/2537
по Федеральному закону "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях",
принятому Государственной Думой 22 июня 2016 года
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству в соответствии со статьями 30 и 105 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (проект N 1054599-6).
Проект данного Федерального закона внесен в Государственную Думу депутатами Государственной Думы В.Н. Плигиным, М.Л. Шаккумом, Р.М. Марданшиным, У.М. Умахановым и другими 25 апреля 2016 года и принят в первом чтении 17 мая 2016 года, во втором чтении 21 июня 2016 года и в третьем чтении 22 июня 2016 года.
Федеральный закон направлен на либерализацию административного законодательства применительно к субъектам малого и среднего предпринимательства, в связи с чем Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс) дополняется положениями, устанавливающими особые условия применения мер административной ответственности в отношении указанных субъектов.
В том числе, Кодекс дополняется новой статьей 4.1.1 "Замена административного наказания в виде административного штрафа предупреждением", устанавливающей императивную норму о замене административного штрафа предупреждением, в случае если предупреждение не является альтернативным видом наказания по применяемой статье Особенной части Кодекса или закона субъекта Российской Федерации и при соблюдении следующих условий:
- ответственность налагается на являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и юридические лица, а также на их работников;
- административное правонарушение совершено впервые и выявлено в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
- отсутствует причинение вреда или угроза причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
- отсутствует имущественный ущерб.
Часть 2 новой статьи 4.1.1 Кодекса содержит закрытый перечень административных правонарушений (из числа предусмотренных главой 14 "Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций" и главой 19 "Административные правонарушения против порядка управления" Кодекса), в случае совершения которых административное наказание не может быть заменено на предупреждение.
Частью 3 новой статьи 4.1.1 Кодекса устанавливается Порядок применения дополнительного административного наказания в случае замены административного наказания в виде административного штрафа на предупреждение.
Принятие Федерального закона позволит дифференцировать применение административной ответственности к субъектам малого и среднего предпринимательства соразмерно характеру совершенного административного правонарушения, степенью его общественной опасности и наступившим последствиям, что в свою очередь будет способствовать реализации закрепленного в Конституции Российской Федерации принципа справедливости и соразмерности наказания.
Рассматриваемый Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, так как не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Коррупциогенных факторов в данном Федеральном законе не выявлено.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
Председатель Комитета |
А.А. Клишас |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.