Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 1009203-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и иные законодательные акты Российской Федерации в части регулирования деятельности финансовых советников",
внесенному депутатами Государственной Думы А.Г. Аксаковым, В.В. Климовым, О.Л. Михеевым и членом Совета Федерации В.В. Полетаевым
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Законопроект направлен на создание института финансовых советников и его регулирование.
Предусмотренные законопроектом положения не учитывают предмет регулирования Федерального закона от 22 апреля 1996 года N 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее - Федеральный закон N 39-ФЗ), который направлен на отношения, возникающие при эмиссии и обращении эмиссионных ценных бумаг, а также особенности создания и деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, поскольку из законопроекта не следует, что финансовый советник (лицо, осуществляющее деятельность по финансовому консультированию) является профессиональным участником рынка ценных бумаг.
Обращаем внимание, что Федеральным законом от 29 декабря 2015 года N 430-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" уже введена глава 3.2 Федерального закона N 39-ФЗ.
Данное в проектируемой статье 15.5 Федерального закона N 39-ФЗ определение деятельности по финансовому консультированию, а также предмет и сферы финансового консультирования не согласуются с определением финансового консультанта, данным в части 19 статьи 2 Федерального закона N 39-ФЗ.
Из взаимосвязанных определений понятий "деятельность по финансовому консультированию" и "сфера личных финансов" следует, что деятельностью по финансовому консультированию признается возмездное оказание индивидуальных консультационных услуг клиенту в сфере всех расходов и всех доходов физического лица, полученных из различных источников за определенный период времени путем предоставления финансовых или инвестиционных рекомендаций и (или) персонального финансового плана, и (или) рекомендаций по управлению личными финансами. Из содержания данной формулировки во взаимосвязи с иными положениями предлагаемой статьи 15.5 Федерального закона N 39-ФЗ сложно установить характерные признаки финансового консультирования, в частности, что понимается под предоставлением персонального финансового плана (персональным финансовым планированием), предоставлением консультаций в сферах персональных и семейных финансов (и чем сфера персональных финансов отличается от сферы личных финансов), составлением личных и семейных бюджетов, предоставлением консультаций в сфере финансирования программ получения образования, а также соотношение понятий "финансовые рекомендации" и "инвестиционные рекомендации", учитывая, что в предлагаемой статье 15.6 Федерального закона N 39-ФЗ данные понятия рассматриваются как синонимы - "финансовые (инвестиционные) рекомендации". В связи с этим неясно, каким образом деятельность финансового советника (лица, осуществляющего деятельность по финансовому консультированию) соотносится, например, с деятельностью страховых агентов и страховых брокеров, поскольку из определения деятельности страховых агентов и страховых брокеров, предусмотренного пунктом 1 статьи 8 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" следует, что страховые агенты и страховые брокеры также вправе осуществлять консультирование своих клиентов.
Согласно части 2 предлагаемой статьи 15.7 Федерального закона N 39-ФЗ финансовый советник вправе совмещать свою деятельность с деятельностью страхового брокера, с брокерской, дилерской деятельностью, деятельностью по управлению ценными бумагами, депозитарной деятельностью, деятельностью управляющей компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов и т.д. При этом согласно положениям статьи 3 проекта статья 3 Федерального закона от 13 июля 2015 года N 223-ФЗ "О саморегулируемых организациях в сфере финансового рынка и о внесении изменений в статьи 2 и 6 Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 223-ФЗ) дополняется указанием о финансовых советниках как об отдельной категории лиц, подлежащих саморегулированию в соответствии с Федеральным законом. Поскольку в части 13 предлагаемой статьи 15.7 Федерального закона N 39-ФЗ установлено, что финансовый советник может быть членом только одной саморегулируемой организации в сфере финансового рынка, и, учитывая, что указанные выше лица, с которыми финансовый советник вправе совмещать свою деятельность, также указаны в статье 3 Федерального закона N 223-ФЗ в качестве отдельных категорий финансовых организаций, подлежащих саморегулированию в соответствии с данным федеральным законом, неясно, каким образом возможно такое совмещение деятельности в случае отсутствия саморегулируемой организации, объединяющей одновременно и финансовых советников, и указанные выше другие финансовые организации.
Кроме того, обращаем внимание на положение пункта 1 части 4 указанной статьи 3 Федерального закона N 223-ФЗ, согласно которому для приобретения статуса саморегулируемой организации некоммерческая организация должна объединять в составе некоммерческой организации в качестве ее членов не менее 26 процентов от общего количества финансовых организаций, осуществляющих соответствующий вид деятельности. При этом общее количество финансовых организаций, осуществляющих соответствующий вид деятельности, определяется на основании информации, размещенной на официальном сайте Банка России в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Поскольку в законопроекте не предусматривается ведение Банком России реестра финансовых советников или какого-либо другого их учета, неясно также, каким образом будет определяться общее количество лиц, осуществляющих деятельность финансового советника.
Согласно части 1 предлагаемой статьи 15.6 Федерального закона N 39-ФЗ "финансовые (инвестиционные) рекомендации предоставляются в соответствии с инвестиционными финансовыми целями клиента, способностью последнего осознавать и нести риски, связанные с инвестиционными финансовыми целями (далее - инвестиционный профиль)". Полагаем, что данная формулировка не позволяет однозначно определить, что понимается под "инвестиционным профилем" клиента. В связи с этим в положениях частей 4 и 5 предлагаемой статьи 15.7 Федерального закона N 39-ФЗ неясно, какую ответственность должен нести финансовый советник "за убытки или недополученную прибыль", возникшие в связи с финансовым консультированием финансового советника.
В части 10 новой статьи 15.7 Федерального закона N 39-ФЗ необходимо уточнить, что понимается под аккредитацией в Банке России используемых финансовым советником программно-технических средств, кроме того, у Банка России отсутствуют полномочия по аккредитации программно-технических средств.
В части 11 новой статьи 15.7 Федерального закона N 39-ФЗ содержатся положения об обязательном страховании финансовым советником - индивидуальным предпринимателем, оказывающим услуги по финансовому консультированию физическим лицам, риска своей ответственности перед ними за нарушение договоров об оказании услуг по инвестиционному консультированию, в связи с чем необходимо учесть положения пункта 4 статьи 3 Закона Российской Федерации от 27 ноября 1992 года N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", определяющие перечень положений, которые должен содержать федеральный закон, предусматривающий обязательное страхование (см. также пункт 3 статьи 936 Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом положение части 3 новой статьи 15.8 Федерального закона о том, что гражданско-правовой договор об оказании услуг по финансовому консультированию должен содержать сведения о заключенном договоре страхования гражданской ответственности финансового советника, следует согласовать с указанным положением части 11 статьи 15.7 Федерального закона N 39-ФЗ, предусматривающим обязательное страхование риска своей ответственности только в отношении финансового советника - индивидуального предпринимателя, оказывающего услуги по финансовому консультированию физическим лицам.
В пункте 1 части 2 новой статьи 15.8 Федерального закона N 39-ФЗ необходимо уточнить, что понимается под "финансовыми целями, поставленными перед субъектом деятельности по финансовому консультированию", которые должны содержаться в договоре об оказании услуг по финансовому консультированию.
Положение пункта 2 статьи 1 проекта о том, что Банк России разрабатывает и утверждает единые требования к правилам осуществления деятельности по финансовому консультированию, следует соотнести с положениями статьи 5 Федерального закона N 223-ФЗ, в соответствии с которыми Банк России устанавливает перечень обязательных для разработки саморегулируемыми организациями в сфере финансового рынка определенного вида базовых стандартов и требования к их содержанию, при этом разработанные базовые стандарты подлежат согласованию комитетом по стандартам при Банке России и утверждению Банком России.
Обращаем внимание, что в соответствии с частью девятой статьи 7 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" данный законопроект должен быть направлен на заключение в Банк России.
Исполняющий обязанности |
Ю.В. Сапожникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.