Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по охране здоровья
на проект федерального закона N 1030187-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (об особенностях обеспечения по страхованию лиц, осужденных к лишению свободы и привлекаемых к труду в период отбывания ими наказания) - внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 11.04.2016 N 293/81 Комитет Государственной Думы по охране здоровья (соисполнитель) рассмотрел проект федерального закона N 1030187-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" (об особенностях обеспечения по страхованию лиц, осужденных к лишению свободы и привлекаемых к труду в период отбывания ими наказания) (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации.
Законопроект разработан в целях устранения пробела в правовом регулировании страхования лиц, осужденных к лишению свободы.
Согласно статье 5 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ) физические лица, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В соответствии со статьей 8 Федерального закона N 125-ФЗ обеспечение по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний осуществляется страховщиком, в том числе в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реабилитацией застрахованного. Вместе с тем, действующее законодательство не содержит положений, касающихся определения порядка оплаты дополнительных расходов, связанных с реабилитацией, в отношении лиц, осужденных к лишению свободы и привлекаемых к труду, с учетом ограничений, относящихся к порядку их содержания.
В целях соблюдения установленных гарантий указанной категории лиц в период отбывания ими наказания законопроект предусматривает оплату страховщиком следующих дополнительных расходов:
- на медицинскую помощь (первичную медико-санитарную помощь, специализированную, в том числе высокотехнологичную, медицинскую помощь), осуществляемую на территории Российской Федерации непосредственно после произошедшего тяжелого несчастного случая на производстве до восстановления трудоспособности или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности;
- приобретение лекарственных препаратов для медицинского применения и медицинских изделий;
- изготовление и ремонт протезов, протезно-ортопедических изделий и ортезов;
- обеспечение техническими средствами реабилитации и их ремонт.
Согласно пояснительной записке "другие виды дополнительных расходов (оплата ухода, медицинская реабилитация в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги, обеспечение транспортным средством, профессиональное обучение) будут осуществляться после освобождения застрахованного лица от отбывания наказания, если учреждением медико-социальной экспертизы будет установлена его нуждаемость в указанных видах помощи". Однако в законопроекте эти положения не отражены. Кроме того, термин "медицинская реабилитация в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги" законопроектом приводится в соответствие с Федеральным законом от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 323-ФЗ) и заменяется термином "санаторно-курортное лечение в медицинских организациях (санаторно-курортных организациях)".
Законопроектом также вносятся редакционные изменения в Федеральный закон N 125-ФЗ и Федеральный закон от 29.11.2010 N 326-ФЗ "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" с целью приведения их терминологии в соответствие с Федеральным законом N 323-ФЗ.
Полагаем, что в абзаце пятом подпункта 3 пункта 1 статьи 8 Федерального закона N 125-ФЗ (в редакции законопроекта) по аналогии с другими абзацами следует указать развернутое понятие "медицинской помощи", то есть "медицинской помощи (первичной медико-санитарной помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи), включая медицинскую реабилитацию".
Для реализации норм, предусмотренных законопроектом на 2016 год, потребуется 28,5 млн. рублей. Расходы будут произведены за счет средств, предусмотренных на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в рамках Федерального закона от 14.12.2015 N 363-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2016 год" в рамках установленного тарифа страховых взносов.
Комитет Государственной Думы по охране здоровья поддерживает проект федерального закона N 1030187-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" и Федеральный закон "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" с учетом высказанных замечаний.
Заключение утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по охране здоровья 22 апреля 2015 года (протокол N 111).
Председатель Комитета |
С.И. Фургал |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.