Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 422924-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Указом Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 года N 176 Утвержден Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, в том числе раздел "Историко-культурные музеи-заповедники и музейные комплексы", в который включено 165 музеев-заповедников с филиалами.
Указ Президента Российской Федерации N 176 был принят до вступления в силу Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" и опирался на правовые нормы, установленные Законом РСФСР от 15 декабря 1978 года "Об охране и использовании памятников истории и культуры".
Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" введено понятие историко-культурного заповедника, признанного особой формой достопримечательного места, для управления которым не обязательно создание какого-либо учреждения или организации.
Однако, согласно статье 57 данного Федерального закона, если в зданиях и сооружениях, расположенных на территории историко-культурного заповедника, находятся исторические и художественные ценности, музейные предметы, подлежащие хранению и публичному показу, то содержание такого заповедника наряду с законодательством об объектах культурного наследия регулируется также Федеральным законом от 26 мая 1996 года N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации".
То есть, в этих случаях управление историко-культурными заповедниками должно осуществляться музеями-заповедниками, деятельность которых регулируется законодательством о Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации.
Включенные в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения историко-культурные музеи-заповедники и музейные комплексы по своей правовой природе отличны от предусмотренных Федеральным законом "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" историко-культурных заповедников тем, что совмещают в себе статусы музейных учреждений и недвижимых памятников истории и культуры.
Двойственный правовой статус историко-культурных музеев-заповедников одновременно как объектов культурного наследия и музейных учреждений приводит к правовой коллизии в вопросах государственного учета в едином государственном реестре объектов культурного наследия и государственной охраны таких объектов культурного наследия.
Проектом федерального закона предложено дополнить Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" новой статьей 56.5 "Особенности государственной охраны историко-культурных музеев-заповедников и музейных комплексов, включенных в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения".
Пунктом 1 проектируемой статьи 56.5 указанного Федерального закона предлагается установить, что государственной охране подлежат расположенные в границах историко-культурных музеев-заповедников и музейных комплексов объекты культурного наследия - ансамбли или достопримечательные места.
Пунктом 2 статьи 56.5 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" в редакции проекта федерального закона определяется, что на территории историко-культурных музеев-заповедников осуществляется деятельность, предусмотренная Федеральным законом "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" для музеев-заповедников.
Положением о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации должны быть определены Порядок и особенности внесения сведений в реестр об историко-культурных музеях-заповедниках и расположенных в их границах объектах культурного наследия (пункт 4 проектируемой статьи 56.5 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации".
Указанные в пункте 5 проектируемой статьи мероприятия соответствующих органов охраны объектов культурного наследия по отнесению объектов культурного наследия к ансамблям или достопримечательным местам и определению их пообъектного состава не повлекут дополнительных расходов федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации, так как должны будут проводиться с привлечением специалистов в области охраны объектов культурного наследия, но без использования механизма государственной историко-культурной экспертизы, осуществляемой за плату.
Статья 2 проекта федерального закона направлена на исключение возможности повторного проведения указанных в пункте 5 новой статьи 56.5 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" мероприятий, если в отношении объектов культурного наследия, находящихся на территориях музеев-заповедников, такая работа до вступления в силу проекта федерального закона уже была проведена.
Таким образом, принятие проекта федерального закона будет способствовать повышению эффективности осуществления органами охраны объектов культурного наследия мероприятий государственной охраны в отношении территорий музеев-заповедников, включенных в Указ Президента Российской Федерации от 20 февраля 1995 года N 176.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" не потребует введения или отмены налогов, освобождения от их уплаты, выпуска государственных займов, изменения финансовых обязательств государства, а также иных расходов, покрываемых за счет средств федерального бюджета.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" не потребует принятия, изменения, приостановления или признания утратившими силу актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.