Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по образованию
на проект федерального закона N 945567-6 "О внесении изменений в федеральные законы "Об образовании в Российской Федерации" и "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"
(в части расширения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования по обеспечению дополнительного образования детей)
внесен депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым, В.Е. Шудеговым, О.Л. Михеевым, А.В. Казковым, а также Н.В. Левичевым в период исполнения им полномочий депутата Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по образованию рассмотрел проект федерального закона N 945567-6 "О внесении изменений в федеральные законы "Об образовании в Российской Федерации" и "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (о финансовом обеспечении дополнительного образования детей)" и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в статьи 8 и 99 федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) и в статью 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 184-ФЗ), отнеся к компетенции субъектов Российской Федерации обеспечение дополнительным образованием детей посредством предоставления субвенций местным бюджетам не только в муниципальных общеобразовательных организациях, но и в иных муниципальных образовательных организациях.
Кроме того, законопроектом предусматривается установление на федеральном уровне минимального гарантированного объема финансирования дополнительного образования детей субъектами Российской Федерации на одного обучающегося в возрасте от 5 до 18 лет в муниципальных образовательных организациях из расчета не менее 120 часов в год или трех часов в неделю.
Предлагаемые законопроектом изменения позволят, по мнению разработчиков, сохранить сеть организаций дополнительного образования.
Комитет не поддерживает концепцию законопроекта.
Предлагаемая норма об отнесении к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования предоставления дополнительного образования детей в муниципальных дошкольных, общеобразовательных организациях и организациях профессионального образования не является новой и находит отражение в части 2 статьи 8 Федерального закона N 273-ФЗ, предусматривающей право указанных органов государственной власти на дополнительное финансовое обеспечение мероприятий по предоставлению государственной поддержки дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях.
Предложение авторов законопроекта об отнесении к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования предоставления дополнительного образования детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации уже установлено пунктом 8 части 1 статьи 8 Федерального закона N 273-ФЗ, а также подпунктом 14.1 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона N 184-ФЗ.
Предложение авторов законопроекта о внесении изменений в статью 99 Федерального закона N 273-ФЗ в части установления гарантированного объема финансирования дополнительного образования детей в объеме не менее 120 часов в год на каждого обучающегося комитет считает необоснованным.
В частности, ни в самом законопроекте, ни в пояснительной записке к нему разработчиками законопроекта не приводятся аргументы предлагаемого объема 120 часов в год на освоение дополнительных общеобразовательных программ. Не является очевидным идет ли речь об одной дополнительной общеобразовательной программе продолжительностью 120 часов либо о количестве часов, отводимых на освоение программ различной направленности.
Кроме того, предложенная авторами законопроекта редакция части 6 статьи 99 имеет правовую неопределенность и не позволяет понять, распространяется ли предлагаемая норма на обеспечение возможности каждому обучающемуся осваивать дополнительную общеобразовательную программу в объеме 120 часов каждый год до достижения им возраста 18 лет, либо предлагаемое изменение относится в целом в возрастному периоду продолжительностью с 5 до 18 лет и, соответственно, не позволяет сделать вывод о том, каким образом будет рассчитываться размер субвенций субъектов Российской Федерации местным бюджетам для финансового обеспечения дополнительного образования детей.
По мнению Комитета, введение указанной нормы повлечет за собой необходимость увеличения расходных обязательств субъектов Российской Федерации в целом в объеме не менее 200 миллиардов рублей ежегодно.
При этом нормы, определяющие источники и Порядок исполнения новых видов расходных обязательств, указанный законопроект не содержит, что не соответствуют требованиям статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Комитет считает, что установление на федеральном уровне нормативов дополнительного образования детей, обеспечиваемых за счет средств субъектов Российской Федерации, означало бы установление Российской Федерацией объема расходных обязательств субъектов Российской Федерации, что нарушает принцип самостоятельности бюджетов, закрепленный статьей 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Комитет отмечает, что в настоящее время Государственной Думой в первом чтении принят проект федерального закона N 984375-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" в части организации предоставления дополнительного образования детей в федеральных государственных образовательных организациях и частных организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы для детей", внесенный Правительством Российской Федерации.
Законопроект направлен на решение задачи по увеличению к 2020 году числа детей в возрасте от 5 до 18 лет, обучающихся по дополнительным образовательным программам, в общей численности детей этого возраста до 70-75 процентов, предусмотренной Указом Президента Российской Федерации от Федерации от 7 мая 2012 года N 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки", а также созданию равных условий доступа к финансированию за счет бюджетных ассигнований как государственных, муниципальных так и частных организаций, реализующих программы дополнительного образования детей.
Кроме того, Комитет предполагает внести ко второму чтению к указанному законопроекту поправки по законодательному урегулированию существенных для образовательных организаций дополнительного образования проблем - оптимизации лицензионных требований в части организации охраны здоровья и питания обучающихся.
Профильный Комитет Совета Федерации по науке, образованию и культуре, Счетная палата Российской Федерации не поддерживают концепцию проекта федерального закона N 945567-6 "О внесении изменений в федеральные законы "Об образовании в Российской Федерации" и "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (о финансовом обеспечении дополнительного образования детей)".
Правительство Российской Федерации дало отрицательное заключение на представленный законопроект.
Правовое управление Аппарата Государственной Думы имеет концептуальные возражения по проекту федерального закона.
На представленный законопроект поступили отзывы от:
- 31 законодательного (представительного) органа государственной власти субъектов Российской Федерации - 16 положительных, 15 отрицательных;
- 43 высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации - 11 положительных, 32 отрицательных.
В целом, законопроект поддержали 7 субъектов Российской Федерации, не поддержали - 10.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по образованию рекомендует Государственной Думе отклонить в первом чтении проект федерального закона N 945567-6 "О внесении изменений в федеральные законы "Об образовании в Российской Федерации" и "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (о финансовом обеспечении дополнительного образования детей)".
Председатель Комитета |
В.А. Никонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.