Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по земельным отношениям и строительству
(шестого созыва)
на проект федерального закона N 920824-6 "О внесении изменений в статьи 54 и 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации"
(в части уточнения положений о государственном экологическом надзоре)
внесен Законодательным Собранием Краснодарского края, депутатом Государственной Думы Н.И. Горовым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству рассмотрел проект федерального закона N 920824-6 "О внесении изменений в статьи 54 и 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в части уточнения положений о государственном экологическом надзоре), внесенный Законодательным Собранием Краснодарского края, депутатом Государственной Думы Н.И. Горовым (далее - законопроект), и сообщает следующее.
Законопроектом вносятся изменения в статьи 54 и 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), направленные на предоставление органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации возможности осуществлять региональный государственный экологический надзор в отношении объектов, строительство, реконструкция которых осуществляются на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения в случаях, предусмотренных подпунктом 4.1 статьи 12 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (далее - Федеральный закон N 174-ФЗ).
Одновременно с этим вносится уточнение о необходимости проведения федерального государственного экологического надзора в отношении объектов, строительство, реконструкция которых осуществляются на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения в случаях, предусмотренных подпунктом 7.1 статьи 11 Федерального закона N 174-ФЗ.
Необходимо отметить, что статьи 11 и 12 Федерального закона N 174-ФЗ определяют объекты государственной экологической экспертизы соответственно федерального и регионального уровня.
При этом в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 33 Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее - Федеральный закон N 33-ФЗ) на особо охраняемых природных территориях регионального значения государственный надзор в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации при осуществлении ими регионального государственного экологического надзора в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей среды в порядке, установленном высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, а на особо охраняемых природных территориях местного значения уполномоченными органами местного самоуправления осуществляется муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий в порядке, установленном муниципальными правовыми актами.
Таким образом, в соответствии с действующими положениями Федерального закона N 33-ФЗ на особо охраняемых природных территориях местного значения не предусмотрено осуществление регионального государственного экологического надзора. На таких территориях осуществляется муниципальный контроль в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий.
При этом определение уровня поднадзорности объекта, оказывающего негативное воздействие на окружающую среду, не зависит от проведения в отношении него государственной экспертизы федерального или регионального уровня.
Вместе с тем, с учетом изложенного, требует корректировки положение части 7 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации в части уточнения значения особо охраняемых природных территории, при строительстве, реконструкции на которых может осуществляться федеральный государственный экологический надзор.
Следует также отметить, что согласно части 8 статьи 65 Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" в случае, если при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства предусмотрено осуществление государственного строительного надзора, государственный экологический надзор осуществляется в рамках государственного строительного надзора органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора, в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности.
Учитывая изложенное, представляется, что внесение предлагаемых законопроектом изменений приведет к возникновению противоречий с положениями Федерального закона N 33-ФЗ и Федерального закона от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды".
Кроме того, необходимо отметить, что в соответствии с частью 5 статьи 49 Кодекса при проведении экспертизы проектной документации предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.
При проведении государственного строительного надзора осуществляется проверка, в том числе, соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации (пункт 1 части 2 статьи 54 Кодекса).
Таким образом, внесение предлагаемых законопроектом изменений представляется избыточным.
Кроме того, статья 2 законопроекта содержит особый Порядок вступления закона в силу - на следующий день после дня его официального опубликования, вместе с тем, обоснование необходимости изменения срока, установленного статьей 6 Федерального закона от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ "О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" в пояснительной записке к законопроекту не приведено.
Также законопроектом не установлены переходные положения, в связи с чем требует дополнительного обсуждения вопрос о необходимости предоставления органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации права осуществлять региональный государственный экологический надзор в отношении объектов, уже получивших положительное заключение экспертизы проектной документации, положительное заключение государственной экологической экспертизы и разрешение на строительство к моменту вступления предлагаемых законопроектом изменений.
На основании вышеизложенного, Комитет Государственной Думы по земельным отношениям и строительству не поддерживает проект федерального закона N 920824-6 "О внесении изменений в статьи 54 и 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации" (в части уточнения положений о государственном экологическом надзоре), внесенный Законодательным Собранием Краснодарского края, депутатом Государственной Думы Н.И. Горовым, и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Председатель Комитета |
А.Ю. Русских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.