Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 950775-6 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части усиления ответственности, увеличения срока давности и учреждения административного расследования по правонарушениям, предусмотренным статьей 7.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях",
внесенный Калининградской областной Думой
Досье на проект федерального закона
Проектом федерального закона предлагается внести изменения в статью 7.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс), предусматривающие усиление ответственности за самовольную добычу янтаря.
Так, законопроектом предусматривается повышение размера штрафа за совершение указанных правонарушений и установление его:
- для граждан в пределах от пятнадцати тысяч рублей до пятидесяти тысяч рублей, вместо действующего от трех тысяч рублей до пяти тысяч рублей;
- для должностных лиц - от пятидесяти тысяч рублей до ста тысяч рублей, вместо действующего от тридцати тысяч рублей до пятидесяти тысяч рублей.
Кроме того, проектом федерального закона предлагается дополнить статью 7.5 Кодекса новой частью 2, предусматривающей административную ответственность за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 указанной статьи.
В качестве меры административной ответственности за совершение вышеназванного правонарушения будет предусмотрен штраф:
- для граждан в размере от пятидесяти тысяч рублей до двухсот тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения либо без таковой или обязательные работы на срок до ста часов с конфискацией орудия совершения административного правонарушения либо без таковой;
- для должностных лиц - от ста тысяч рублей до трехсот тысяч рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения либо без таковой,
- для юридических лиц - от девятисот тысяч рублей до одного миллиона рублей с конфискацией орудия совершения административного правонарушения либо без таковой.
Таким образом, законопроект предлагает значительное увеличение штрафных санкций на граждан (верхний предел в 10 раз), а при повторности (в 40 раз), и должностных лиц (верхний предел в 2 раза), а при повторности (в 6 раз). Столь высокие размеры штрафов, в частности для граждан, требует веских обоснований, в том числе наличия статистических данных об устойчивой тенденции увеличения роста числа соответствующих административных правонарушениях ввиду несоответствия правонарушения и установленного за него наказания.
Однако согласно сведениям, представленным в пояснительной записке, сделать вывод о необходимости внесения предлагаемых изменений не представляется возможным.
Полагаем, что многократное увеличение административного штрафа за вышеуказанные правонарушения, как представляется, нуждается в уточнениях с учетом необходимости соблюдения принципа постепенного увеличения ответственности и в сопоставлении с действующими размерами административных штрафов за более серьезные правонарушения.
При этом необходимо обеспечивать именно неотвратимость наказания, а не увеличение штрафных санкций, поскольку они должны отвечать требованиям справедливости, а нарушение данного принципа может привести к дисбалансу санкций.
Кроме того необходимо отметить, что лица, совершившие вышеуказанные противозаконные деяния, помимо административной ответственности могут быть привлечены к уголовной ответственности.
Так, статьей 191 Уголовного кодекса Российской Федерации установлена ответственность за незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуга и предусматривает наказание в виде принудительных работ на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового.
Нуждается в дополнительном обсуждении установление административной ответственности за повторное совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 7.5 Кодекса.
Следует отметить, что согласно пункту 2 части 1 статьи 4.3 Кодекса повторность совершения административного правонарушения, то есть совершение правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 Кодекса за совершение однородного административного правонарушения, является обстоятельством, отягчающим административную ответственность.
Это обстоятельство, принимая во внимание положения части 2 статьи 4.1 Кодекса, подлежит учету при определении вида и размера административного наказания.
Кроме того, в материалах к законопроекту не содержится обоснование недостаточности уже предусмотренного Кодексом такого обстоятельства, отягчающего административную ответственность, как повторность совершения правонарушения.
Представляется, что предлагаемое авторами законопроекта увеличение штрафных санкций не будет способствовать достижению целей, изложенных субъектом права законодательной инициативы в пояснительной записке. При этом решение соответствующих вопросов видится не в усилении административной ответственности, а путем совершенствования методов системы государственного и муниципального контроля (надзора) в соответствующей сфере, а также решением проблем правоприменительной практики.
С учетом изложенного, законопроект рекомендуется Комитетом к отклонению.
Утверждено на заседании Комитета "11" апреля 2016 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.