Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по аграрно-продовольственной политике и природопользованию от 24 июля 2017 г. N 3.7-03/1779
на проект федерального закона N 90991-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель", принятому Государственной Думой 21 июля 2017 года
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (проект N 90991-7), принятый Государственной Думой 21 июля 2017 года (далее - Федеральный закон), и отмечает следующее.
Проект федерального закона "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров" разработан и внесен в Государственную Думу Правительством Российской Федерации в соответствии с перечнем поручений Президента Российской Федерации В.В. Путина от 11 июня 2016 года NПр-1138 ГС (подпункт "з" пункта 2 (абзац 4) и указанием Президента Российской Федерации в целях устранения несоответствия сведений, носящих взаимоисключающий характер, в Едином государственном реестре недвижимости и государственном лесном реестре.
Федеральный закон имеет большое социальное значение, поскольку устанавливает механизм устранения противоречий в сведениях Единого государственного реестра недвижимости и государственного лесного реестра путем определения принадлежности земельных участков лесного фонда к другим категориям земель.
Федеральный закон вносит изменения в Земельный, Градостроительный кодексы Российской Федерации, федеральные законы "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", "Об охране окружающей среды", "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", "О государственной регистрации недвижимости".
Федеральный закон устанавливает приоритет прав граждан и юридических лиц на предоставленные им земельные участки, границы которых пересекают границы лесного фонда, путем отнесения их к землям населенных пунктов или землям сельскохозяйственного назначения в зависимости от того, для каких целей были предоставлены земельные участки.
Так, согласно Федеральному закону, если земельный участок относится к категории земель лесного фонда, но до 8 августа 2008 года предоставлен для ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства, строительства и (или) эксплуатации жилого дома, личного подсобного хозяйства, то он относится к землям населенных пунктов, если находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственного назначения в иных случаях.
Федеральный закон предусматривает, что необходимыми условиями оформления прав на участок, расположенный в границах лесного фонда, если на нем расположен объект недвижимого имущества, являются: возникновение права на данный объект до 1 января 2016 года и его регистрация в Едином государственном реестре недвижимости. При этом площадь образуемого земельного участка не может превышать установленных предельных (максимальных) размеров, а если такие размеры не установлены - площадь, занятую объектом недвижимого имущества и необходимую для его использования.
В целях исключения новых случаев возникновения пересечений земельных участков с земельными участками лесного фонда Федеральный закон предусматривает процедуру образования земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по заявлениям заинтересованных лиц, в том числе максимальный срок ее проведения - 45 дней, а также обязательное участие в процедуре согласования границ вновь образуемых земельных участков органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченного в области лесных отношений, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственное управление в области обеспечения безопасности Российской Федерации.
Федеральным законом также определяется Порядок образования на межселенных территориях населенных пунктов из лесных поселков и военных городков, при этом предусматривается обязательность включения в границы населенного пункта объектов социального и коммунально-бытового назначения, обслуживающих население.
В части вопросов обеспечения охраны лесов Федеральный закон устанавливает следующие механизмы их защиты:
- обязательное отображение границ лесничеств, лесопарков в документах территориального планирования муниципальных районов, поселений, городских округов, а также информации о границах лесничеств, лесопарков в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования;
- сохранение режима городских лесов при включении лесных участков в границы населенных пунктов в срок не менее года путем запрета в течение указанного срока утверждать правила землепользования и застройки, устанавливающие градостроительные регламенты применительно к данным земельным участкам;
- обязанность федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление защиты, в том числе в судебном порядке, имущественных прав и законных интересов Российской Федерации в области лесных отношений, обратиться в суд с иском об оспаривании зарегистрированного права на такой земельный участок в течение трех месяцев со дня выявления органом регистрации прав сведений о пересечении границ земельных участков (реестровой ошибки) в случае если органом, уполномоченным на осуществление данной защиты, выявлены основания для оспаривания законности возникновения прав на такой земельный участок;
- приведение органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, до 1 января 2023 года сведений государственного лесного реестра в соответствие со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, в том числе в части сведений об особо охраняемых природных территориях, территориях объектов культурного наследия, расположенных на землях лесного фонда, о границах таких территорий и об ограничениях по использованию лесных участков, расположенных в указанных границах;
- компенсационное предоставление равных по площади территорий при изменении границ лесопаркового зеленого пояса.
Следует отметить, что положения Федерального закона не распространяются на:
земельные участки, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия;
земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;
земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения", при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования такого земельного участка по целевому назначению или его использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
Кроме того, Федеральный закон предусматривает механизмы защиты лесопарковых зеленых поясов, в частности, путем установления невозможности нахождения в границах таких поясов земельных участков, разрешенное использование которых или назначение расположенных на них объектов недвижимости противоречит режиму лесопаркового защитного пояса.
В случае включения в лесопарковый зеленый пояс территорий с более строгим режимом природопользования и иной хозяйственной деятельности (в том числе защитных лесов, особо защитных участков лесов) их правовой режим сохраняется.
Коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по аграрно-продовольственной политике и природопользованию рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель".
Председатель Комитета |
М.П. Щетинин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.