Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера от 24 июля 2017 г. N 3.2-05/2229
на проект федерального закона N 90991-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель" (проект N 90991-7), принятый Государственной Думой 21 июля 2017 года (далее - Федеральный закон), и отмечает следующее.
Федеральный закон направлен на устранение несоответствия сведений, носящих взаимоисключающий характер, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее - Единый реестр) и государственном лесном реестре.
Федеральным законом устанавливаются правила согласования сведений, содержащихся в обозначенных реестрах; детализируются правила внесения в Единый реестр сведений, поступивших в порядке межведомственного информационного взаимодействия; закрепляются особенности осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на земельные участки, сведения о которых содержатся в государственном лесном реестре, а также на земельные участки, границы которых пересекаются с границами указанных земельных участков.
Федеральным законом устанавливается правило, согласно которому в случае, если один и тот же земельный участок относится одновременно и к категории земель лесного фонда (согласно государственному лесному реестру, лесному плану субъекта Российской Федерации), и к иной категории земель (в соответствии со сведениями Единого реестра, правоустанавливающими и правоудостоверяющими документами на земельные участки), принадлежность указанного земельного участка определяется в соответствии со сведениями Единого реестра, а при их отсутствии - с правоустанавливающими и правоудостоверяющими документами.
При этом оговаривается, что обозначенное выше правило применяется в случае, если права правообладателя (предыдущих правообладателей) на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Приведенные положения так называемой "лесной амнистии" не распространяются на земельные участки, расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия; земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы; земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения.
Кроме того, Федеральным законом предусматривается перевод лесных поселков (вахтовых и иных временных поселков, созданных до 1 января 2007 года в границах земель лесного фонда для заготовки древесины) и военных городков, созданных на землях лесного фонда или землях обороны и безопасности, в том числе для размещения впоследствии упраздненных воинских частей, в земли населенных пунктов. Устанавливается обязательность включения в границы указанных населенных пунктов объектов социального и коммунально-бытового назначения.
В целях обеспечения защиты и охраны лесов Федеральным законом вносится изменение в Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", предусматривающее обязанность высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации готовить отчет о состоянии лесопарковых зеленых поясов (в случае их наличия), включающий в себя материалы фотофиксации их состояния, для его представления высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации.
Также Федеральным законом вносятся изменения в Земельный и Градостроительный кодексы Российской Федерации, федеральные законы "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", "Об охране окружающей среды", "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", "О государственной регистрации недвижимости".
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не затрагивает вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлению и делам Севера рекомендует Совету Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель".
Первый заместитель |
С.М. Киричук |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.