Заключение Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по экономической политике от 24 июля 2017 г. N 3.6-03/1324
на проект федерального закона N 1032321-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по экономической политике рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 19 июля 2017 года (проект N 1032321-6), и отмечает следующее.
Федеральный закон направлен на повышение эффективности реализации саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих (далее - СРО. АУ) установленных полномочий. В связи с этим, вносятся изменения в перечень обязанностей СРО АУ, дополняя его обязанностью разрабатывать и устанавливать обязательные для выполнения Порядок проведения процедуры выбора и критерии выбора кандидатуры арбитражного управляющего, а также Порядок и критерии определения компетентности, добросовестности и независимости арбитражного управляющего в зависимости от особенностей дела о банкротстве конкретного должника и процедуры, применяемой в деле о его банкротстве.
При этом в целях обеспечения свободного доступа заинтересованных лиц к проведению процедуры выбора кандидатуры арбитражного управляющего законопроектом предлагается обязать СРО АУ размещать данную информацию на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Федеральный закон корректирует механизм реорганизации СРО АУ. Так, закрепляется возможность реорганизации СРО АУ в форме слияния с другой СРО с включением соответствующих сведений о вновь созданной саморегулируемой организации в единый государственный реестр. При этом фиксируется, что компенсационный фонд СРО АУ формируется, в том числе, за счет компенсационных фондов реорганизованных саморегулируемых организаций.
Кроме того, Федеральный закон вносит изменения, направленные на совершенствование норм о субсидиарной ответственности, систематизируя их в новой отдельной главе III.2 "Ответственность руководителя должника и иных лиц в деле о банкротстве".
В частности, уточняется определение "контролирующего должника лица". Согласно Федеральному закону, привлекаться к ответственности, в том числе могут те лица, кто извлекал выгоду "из незаконного или недобросовестного поведения лиц, имеющих право выступать от имени должника". Кроме того, арбитражному суду дается право усмотрения признать лицо контролирующим по "иным основаниям". Также Федеральным законом прямо устанавливается, что контролировать компанию-должника можно в силу служебного положения, а в перечне определяющих действия должника лиц указаны финансовые директора и главные бухгалтеры, а также иные лица, кто в силу доверенности или трудовых документов может совершать сделки от имени должника.
Федеральным законом также уточняются основания возникновения субсидиарной ответственности, определяется круг лиц, имеющих право на подачу заявления о привлечении к субсидиарной ответственности, права и обязанности привлекаемого к такой ответственности лица с установлением прав регрессного требования к должнику, Порядок рассмотрения заявления о привлечении к субсидиарной ответственности в деле о банкротстве и вне рамок дела о банкротстве.
Предусматривается детализация процедуры распределения между кредиторами прав требования, полученных в результате привлечения к субсидиарной ответственности контролирующих должника лиц, и предоставление им права выбора одного из видов удовлетворения требований.
Федеральным законом вводятся нормы, материально стимулирующие арбитражных управляющих добиваться результативного привлечения к субсидиарной ответственности в виде реального возмещения ущерба кредиторам. В частности, предлагается повысить размер вознаграждения управляющих до 30% от суммы, которая поступила в итоге привлечения к субсидиарной ответственности (включая оплату других специалистов, привлекаемых управляющим).
Одновременно Федеральный закон вносит изменения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающие административную ответственность за нарушение СРО АУ и ее должностными лицами требований федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, федеральных стандартов, стандартов и правил профессиональной деятельности арбитражных управляющих.
В результате проведения антикоррупционной экспертизы текста Федерального закона, предусмотренной статьей 27 Регламента Совета Федерации, коррупциогенные факторы не выявлены.
Федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку не содержит вопросы, предусмотренные статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендует одобрить Федеральный закон.
Учитывая вышеизложенное, Комитет Совета Федерации по экономической политике рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях".
Председатель Комитета |
Ю.В. Неёлов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.