Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 425726-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части права органов местного самоуправления городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района на осуществление мероприятий по защите прав потребителей"
Досье на проект федерального закона
Настоящий законопроект разработан в целях реализации подпункта "б" пункта 1 перечня поручений Президента Российской Федерации от 25 мая 2017 г. N Пр-1004 ГС и направлен на устранение правовой неопределенности в части соотношения положений статьи 44 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей" с нормами Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон).
Согласно статье 44 Закона "О защите прав потребителей" органы местного самоуправления в целях защиты прав потребителей на территории муниципального образования вправе рассматривать жалобы потребителей и консультировать их по вопросам защиты прав потребителей (при этом определено, что прием жалоб потребителей может осуществляться через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг), обращаться в суды в защиту прав потребителей (неопределенного круга потребителей).
Однако, несмотря на то, что указанные правомочия органов местного самоуправления закреплены за ними на уровне федерального законодательства, вопрос о возможности их практической реализации на муниципальном уровне на протяжении многих лет носит неопределенный характер, поскольку частью 2 статьи 14.1, частью 2 статьи 15.1 и частью 2 статьи 16.1 Федерального закона для органов местного самоуправления городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района установлено общее правило, согласно которому эти органы местного самоуправления вправе участвовать в решении вопросов, указанных соответственно в части 1 статьи 14.1, части 1 статьи 15.1, частях 1 и 1.1 статьи 16.1 Федерального закона, только если это участие предусмотрено федеральными законами.
По данным Роспотребнадзора, в 2017 году по сравнению с 2016 годом произошло снижение количества обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей, рассмотренных органами местного самоуправления, с 426 600 до 417 226 обращений.
Также за последние 3 года наблюдается снижение более чем в 2 раза показателя, характеризующего оказание практической помощи потребителям по досудебному урегулированию споров. В 2015 году органами местного самоуправления оказана помощь в составлении 57 945 претензий, в 2016 году этот показатель снизился до 48 669, а в 2017 году составил 26 438 претензий. Что касается подготовки проектов исковых заявлений, то указанный показатель в 2015 году составлял 7522 иска, а в 2017 году - только 4234 иска.
Кроме того, снизились показатели собственного участия органов местного самоуправления в судебной защите потребителей: если в 2015 году ими было подано 5500 исковых заявлений, то в 2016 году только 2049. В 2017 году более чем в 40 регионах такая работа органами местного самоуправления не проводилась.
Все это объясняется неоднозначностью законодательного регулирования вопросов исполнения органами местного самоуправления полномочий в области защиты прав потребителей.
В связи с этим принятие законопроекта позволит уточнить в рамках Федерального закона правомочия органов местного самоуправления и за счет появления большей мотивированности в реализации функций, закрепленных статьей 44 Закона Российской Федерации "О защите прав потребителей", системно содействовать обеспечению прав потребителей на местном уровне.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части права органов местного самоуправления городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района на осуществление мероприятий по защите прав потребителей"
Реализация Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части права органов местного самоуправления городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района на осуществление мероприятий по защите прав потребителей" не потребует выделения дополнительных ассигнований из федерального бюджета, а также бюджетов субъектов Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части права органов местного самоуправления городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района на осуществление мероприятий по защите прав потребителей"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части права органов местного самоуправления городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района на осуществление мероприятий по защите прав потребителей" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части права органов местного самоуправления городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района на осуществление мероприятий по защите прав потребителей"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в части права органов местного самоуправления городского, сельского поселения, муниципального района, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района на осуществление мероприятий по защите прав потребителей" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.