Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 424390-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и в статью 7 Федерального закона "О библиотечном деле"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и в статью 7 Федерального закона "О библиотечном деле" направлен на обеспечение информационной безопасности детства путем реализации единой государственной политики в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
Законопроект предусматривает:
уточнение положений Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" в отношении деятельности библиотек;
частичное упрощение оборота информационной продукции, запрещенной для детей, вблизи границ организаций, предназначенных для детей;
введение определенных правил при размещении кино-, видеоанонсов информационной продукции, запрещенной для детей, при оказании услуг по киновидеообслуживанию.
Законопроектом предлагается ввести понятие "организация, предназначенная для детей".
Также законопроект направлен на решение проблемы близкого расположения организаций, предназначенных для детей, и организаций, предназначенных для взрослых, в которых может распространяться (распространяется), информационная продукция, запрещенная для распространения среди детей. В частности, большинство столичных театров расположены в центре города, равно как и детские библиотеки, школы и иные детские организации. Например:
- Московский академический театр имени Владимира Маяковского расположен в непосредственной близости от средней общеобразовательной школы N 1243 с углубленным изучением иностранного языка;
- МХАТ имени М. Горького находится напротив гимназии N 1520 имени Капцовых;
- Московский театр "Современник" располагается недалеко от Московского детского музыкального театра "ЭКСПРОМТ".
Запрет на распространение информационной продукции, запрещенной для детей на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий организаций, предназначенных для детей, предусмотренный в действующей редакции Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", фактически невыполним и влечет необходимость снятия с репертуара большинства постановок, идущих на протяжении многих лет.
Данная проблема касается книжных магазинов, домов культуры, кинотеатров, библиотек и иных организаций культуры.
Законопроектом предлагается установить, что информационная продукция, запрещенная для детей, не допускается к распространению в организациях, предназначенных для детей. При этом предусмотрено, что информационная продукция, запрещенная для детей, не допускается к распространению на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией организаций, предназначенных для детей, если законом субъекта Российской Федерации не установлено, что информационная продукция, запрещенная для детей, допускается к распространению на территории субъекта Российской Федерации на расстоянии менее ста метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией организаций, предназначенных для детей, но не менее 50 метров от границ территорий данных организаций. Указанное решение высший исполнительный орган государственной власти субъекта Российской Федерации может принять с учетом особенностей и плотности застройки в каждом конкретном субъекте Российской Федерации.
Законопроектом предлагается установить, что перечень организаций, предназначенных для детей, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, утверждается нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Законопроектом предусматривается, что в целях информирования распространителей информационной продукции сведения о предназначенных для детей организациях (с указанием их точного адреса), находящихся на территории муниципального образования, размещаются органом местного самоуправления на его официальном сайте в информационно-коммуникационной сети "Интернет" в порядке, установленном нормативным правовым актом высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится соответствующее муниципальное образование. Руководствуясь указанной информацией, распространители информационной продукции будут осведомлены о точном расположении на территории субъекта Российской Федерации (соответствующего муниципального образования) организаций, предназначенных для детей, и, соответственно, определять возможное расположение мест, где допустима реализация информационной продукции без нарушения норм закона.
Распространенной моделью библиотечного обслуживания населения России является наличие в структуре общедоступной библиотеки отделов, обслуживающих взрослых и детей и расположенных в одном здании.
Законопроектом предлагается возложить на федеральный орган исполнительной власти в сфере культуры полномочия по утверждению правил, в соответствии с которыми общедоступные библиотеки будут осуществлять размещение и предоставление пользователям информационной продукции, запрещенной для детей.
В соответствии с Федеральным законом "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" обозначение категории информационной продукции знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей осуществляется ее производителем и (или) распространителем.
При этом данная норма не распространяются на печатную продукцию, выпущенную в оборот до дня вступления закона в силу (1 сентября 2012 г.).
Вместе с тем, в соответствии с законом выдача из фондов общедоступных библиотек подпадает под определение оборота информационной продукции, в связи с чем библиотекам следует обозначать знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей все книги, которые выдает библиотека, в том числе и те, которые поступили в библиотечный фонд до 1 сентября 2012 г.
Учитывая, что совокупный фонд более 39,7 тысяч общедоступных библиотек России включает в себя 838,7 млн. единиц хранения (книг, периодических изданий, аудиовизуальной продукции на любых видах носителей), нанесение на данную информационную продукцию знаков информационной продукции повлечет большие финансовые и кадровые затраты.
В целях решения указанной проблемы законопроектом внесены соответствующие уточнения.
Также законопроектом вводится понятие "организация, предназначенная для детей".
В настоящее время сложилась практика, когда перед показом фильмов в кинотеатре демонстрируются киноанонсы, в том числе и перед фильмами, предназначенными для детей.
Законопроектом предлагается установить, что при размещении кино-, видеоанонсов информационной продукции, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей, использование фрагментов указанной информационной продукции также не допускается.
Проект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и в статью 7 Федерального закона "О библиотечном деле"
Реализация положений проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и в статью 7 Федерального закона "О библиотечном деле" не потребует дополнительных расходов, финансируемых за счет средств федерального бюджета Российской Федерации.
Реализация законопроекта не окажет влияния на доходы и расходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации, юридических и физических лиц.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и в статью 7 Федерального закона "О библиотечном деле"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и в статью 7 Федерального закона "О библиотечном деле" потребует внесения изменений в Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-Ф3 "О рекламе".
Срок подготовки - четвертый квартал 2018 года.
Исполнитель - Минкультуры России.
Перечень
нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и в статью 7 Федерального закона "О библиотечном деле"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" и в статью 7 Федерального закона "О библиотечном деле" потребует внесения изменений в следующие нормативные правовые акты Правительства Российской Федерации:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 ноября 1994 г. N 1264 "Об утверждении Правил по киновидеообслуживанию населения".
Срок подготовки - четвертый квартал 2018 года.
Исполнитель - Минкультуры России.
2. Положение о Министерстве культуры Российской Федерации, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. N 590.
Срок подготовки - четвертый квартал 2018 года.
Исполнитель - Минкультуры России.
3. Приказ Минкультуры России "Об утверждении перечня документов, удостоверяющих личность и позволяющих установить возраст лица, желающего приобрести билет либо пройти на зрелищное мероприятие, на котором демонстрируется информационная продукция, запрещенная для детей, либо лица, желающего приобрести (взять в прокат) информационную продукцию, запрещенную для детей, которые продавец (контролер-билетер) вправе потребовать в случае возникновения сомнения в достижении этим покупателем совершеннолетия".
Срок подготовки - третий квартал 2018 года.
Исполнитель - Минкультуры России.
4. Приказ Минкультуры России "Об утверждении Правил предоставления и размещения в общедоступных библиотеках информационной продукции, запрещенной для детей".
Срок подготовки - четвертый квартал 2018 года.
Исполнитель - Минкультуры России.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.