Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 425725-7 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части создания систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ"
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предлагается внесение изменений в Федеральный закон от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон N 7-ФЗ) в части совершенствования регулирования отношений при создании систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в рамках производственного экологического контроля.
Одновременно законопроектом предлагается внести изменения в положения Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты" (далее - Закон N 219-ФЗ), регулирующие отношения при создании систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в рамках производственного экологического контроля и еще не вступившие в силу.
В частности, предлагается передавать информацию о показателях выбросов, сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, вместо государственного фонда данных государственного экологического мониторинга.
Согласно пункту 1 статьи 63.1 Закона N 7-ФЗ государственный фонд данных является федеральной информационной системой и включает в себя информацию, содержащуюся в базах данных подсистем единой системы государственного экологического мониторинга, результаты производственного контроля в области охраны окружающей среды и государственного экологического надзора, данные государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
В соответствии с изменениями, внесенными Законом N 219-ФЗ в Закон N 7-ФЗ, данные о результатах производственного экологического контроля и государственного экологического надзора обобщаются в рамках государственного учета объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, который осуществляется в форме ведения государственного реестра объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду (статья 69 Закона N 7-ФЗ).
В связи с этим законопроектом предлагается из состава государственного фонда данных государственного экологического мониторинга исключить информацию о результатах производственного контроля в области охраны окружающей среды и государственного экологического надзора.
Также пункт 10 статьи 69 Закона N 7-ФЗ предлагается изложить в новой редакции, согласно которой Правительство Российской Федерации наделяется полномочиями по установлению требований к автоматическим средствам измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, техническим средствам фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ.
Законопроектом предлагается изложить пункт 9 Закона N 7-ФЗ (в редакции Закона N 219-ФЗ) в новой редакции и дополнить указанный пункт новыми абзацами. Указанными изменениями предусмотрено, что программа оснащения источников выбросов, сбросов загрязняющих веществ на объектах I категории будет представляться предприятием в составе программы производственного экологического контроля при подаче заявки на получение комплексного экологического разрешения. Реализация такой программы не может превышать четырех лет со дня получения комплексного экологического разрешения. В случаях если предусмотрены мероприятия, связанные с реконструкцией стационарных источников, сроки оснащения таких стационарных источников будут определяться с учетом сроков реализации мероприятий программы повышения экологической эффективности.
Кроме того, предусмотрено наделение Правительства Российской Федерации полномочиями по определению на объектах I категории видов технических устройств, оборудования или их совокупности (установок), выбросы, сбросы от которых подлежат автоматическому контролю, а также по утверждению правил создания и эксплуатации системы автоматического контроля.
В указанных правилах будут закреплены в том числе Порядок передачи и фиксации данных и Порядок определения загрязняющих веществ, в отношении которых осуществляется автоматический контроль. При этом будет взят за основу перечень, ранее согласованный заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в рамках разработки распоряжения Правительства Российской Федерации, предусмотренного пунктом 9 статьи 67 Закона N 7-ФЗ.
Законопроект соответствует положениям Договора о Евразийском экономическом союзе, а также положениям иных международных договоров Российской Федерации. Предлагаемые решения не окажут влияния на достижение целей государственных программ Российской Федерации.
Реализация законопроекта не приведет к дополнительным расходам бюджетов всех уровней Российской Федерации.
Одновременно сообщаем, что в настоящее время на рассмотрении палат Федерального Собрания Российской Федерации проекты федеральных законов (федеральные законы), аналогичные по содержанию законопроекту, не находятся.
Финансово-экономическое обоснование
к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части создания систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ"
Принятие и реализация федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части создания систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ" не потребует дополнительных расходов, покрываемых за счет бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень
федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части создания систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части создания систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ" не потребует признания утратившими силу и приостановления актов федерального законодательства, но потребует внесения изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления мер административной ответственности за нарушение проектируемых указанным законопроектом норм, устанавливающих требования по созданию и эксплуатации систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, по передаче, получаемой с их использованием, информации в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Перечень
актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части создания систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ"
Принятие Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и в Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" в части создания систем автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ" потребует принятия следующих нормативных правовых актов.
1. Постановление Правительства Российской Федерации "О видах технических устройств, оборудования или их совокупности (установок) на объектах I категории, выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ которых подлежат автоматическому контролю".
Обоснование необходимости подготовки:
установление в законопроекте нормы о том, что на объектах I категории выбросы загрязняющих веществ, сбросы загрязняющих веществ, образующиеся при эксплуатации определенных Правительством Российской Федерации видов технических устройств, оборудования или их совокупности (установок), подлежат автоматическому контролю.
Изложение предполагаемых правовых предписаний:
определить виды технических устройств, оборудования на ряде объектов I категории, на которые распространяется обязанность оснащения стационарных источников выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ автоматическими средствами измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, а также техническими средствами фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в органы государственного надзора.
При этом предлагается за основу принять проект распоряжения Правительства Российской Федерации об утверждении перечня стационарных источников и перечня вредных (загрязняющих) веществ, подлежащих контролю посредством автоматических средств измерения и учета объема или массы выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух, концентрации вредных (загрязняющих) веществ в таких выбросах, а также технических средств передачи информации об объеме или о массе таких выбросов, о концентрации вредных (загрязняющих) веществ в таких выбросах. Указанный проект распоряжения предусматривает необходимость оснащения стационарных источников организованных выбросов на промышленных предприятиях, формирующих основной объем выбросов загрязняющих веществ в Российской Федерации. Проект распоряжения был согласован с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти и в установленном порядке внесен в Правительство Российской Федерации.
Сроки подготовки - 6 месяцев со дня опубликования федерального закона.
Ответственные исполнители - Минприроды России, Росприроднадзор.
2. Постановление Правительства Российской Федерации "О требованиях к автоматическим средствам измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, техническим средствам фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в государственный реестр объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду".
Обоснование необходимости подготовки:
установление в законопроекте нормы о том, что требования к автоматическим средствам измерения и учета показателей выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, техническим средствам фиксации и передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в органы государственного надзора устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Изложение предполагаемых правовых предписаний:
определение общих требований, обеспечивающих полноту, надежность и достоверность результатов измерений, безопасность и совместимость средств измерений и передачи информации. Также предлагается закрепить требование о ежегодном тестировании систем автоматического контроля эксплуатантом и регулярных проверках с привлечением сторонних организаций.
Сроки подготовки - 6 месяцев со дня опубликования федерального закона.
Ответственные исполнители - Минприроды России, Минпромторг России.
3. Постановление Правительства Российской Федерации "О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 9 августа 2013 г. N 681 "О государственном экологическом мониторинге (государственном мониторинге окружающей среды) и государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды)".
Обоснование необходимости подготовки:
приведение положений постановления Правительства Российской Федерации в соответствие с пунктом 2 статьи 1 законопроекта.
Изложение предполагаемых правовых предписаний:
исключение из перечня данных, включаемых в государственный фонд данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) результатов производственного экологического контроля, которые в соответствии с проектом федерального закона включаются в состав сведений, содержащихся в реестре объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду.
Сроки подготовки - 6 месяцев со дня опубликования федерального закона.
Ответственные исполнители - Минприроды России, Росгидромет.
4. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил создания и эксплуатации системы автоматического контроля выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ".
Обоснование необходимости подготовки:
установление в законопроекте нормы о том, что правила создания и эксплуатации системы автоматического контроля утверждаются Правительством Российской Федерации.
Изложение предполагаемых правовых предписаний:
в указанные Правила предполагается включить в том числе:
Порядок согласования уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти программ создания системы автоматического контроля и контроля за их реализацией;
состав и форму предоставления информации о показателях выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ;
правила организации передачи информации о показателях выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ в органы государственного надзора, ее обработки, хранения и использования;
Порядок предоставления сведений о причинах выявленных системой автоматического контроля превышений показателей выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ, установленных в комплексных экологических разрешениях или предусмотренных планами снижения выбросов при неблагоприятных метеорологических условиях, и мерах, принятых для устранения таких превышений.
В указанных правилах будет закреплен также Порядок определения загрязняющих веществ, в отношении которых осуществляется автоматический контроль. При этом будет взят за основу перечень, ранее согласованный заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в рамках разработки распоряжения Правительства Российской Федерации, предусмотренного пунктом 9 статьи 67 Федерального закона "Об охране окружающей среды".
Сроки подготовки - 6 месяцев со дня опубликования федерального закона.
Ответственные исполнители - Минприроды России, Минпромторг России, Минстрой России, Росприроднадзор.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.