Заключение Правового управления Аппарата Государственной Думы Федерального Собрания РФ
по проекту федерального закона N 204679-7 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части сделок по синдицированному кредиту)",
внесенному Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Досье на проект федерального закона
Законопроектом предлагается дополнить Федеральный закон от 2 февраля 1990 года N 395-I "О банках и банковской деятельности" новой статьей 25.2 "Синдицированный кредит". Кроме этого, законопроект содержит изменения в ряд законодательных актов Российской Федерации в части регулирования отношений, связанных с учетом прав залогодержателей.
Положения о синдицированном кредите не в полной мере согласуются, по нашему мнению, с предметом регулирования Федерального закона "О банках и банковской деятельности" (далее - Закон о банках) учитывая, что данный федеральный закон осуществляет правовое регулирование банковской деятельности, а новая статья 25.2, которой предлагается дополнить Закон о банках, содержит регулирование отдельных видов договоров, составляющих отношения синдицированного кредита. При этом, согласно частям 2 и 12 статьи 25.2 участниками синдиката кредиторов могут выступать не только кредитные организации, Банк России и Внешэкономбанк, но также иностранные юридические лица, международные финансовые организации, иные лица.
В части 1 новой статьи 25.2 Закона о банках раскрывается содержание договора синдицированного кредита, при этом часть 3 этой же статьи уточняет, что такой договор может содержать элементы различных договоров в соответствии с пунктом 3 статьи 421 ГК РФ. Далее в иных положениях рассматриваемой статьи 25.2 Закона о банках упоминаются отдельные договоры (например, об объединении кредиторов, об управлении правами по синдицированному кредиту). Согласно части 8 статьи 25.2 Закона о банках различные договоры при определенных условиях в совокупности составляют отношения синдицированного кредита. В этой связи полагаем, что статья 25.2 нуждается в структурной переработке. Поскольку отношения синдицированного кредита могут быть реализованы, согласно законопроекту, различными способами - посредством договора синдицированного кредита и посредством совокупности различных договоров, удовлетворяющих определенным условиям, в данной статье следует изначально раскрыть содержание данных отношений и далее указать способы их реализации.
Кроме этого, полагаем, что к данным отношениям должны также относиться и договоры об организации синдицированного кредита, а не только те договоры, которые перечислены в части 3 рассматриваемой статьи, как это указано в части 8 статьи 25.2 Закона о банках.
В отношении лиц, которые могут быть участниками синдиката кредиторов на основании части 2 статьи 25.2 Закона о банках, а также к которым могут перейти требования к заемщику по договору синдицированного кредита, обращаем внимание на статью 819 ГК РФ, на основании которой в качестве кредитора по кредитному договору могут выступать банк или иная кредитная организация.
В части 24 новой статьи 25.2 Закона о банках нуждается в уточнении ссылка на структурные единицы данной статьи, содержащие соответствующие запреты.
Поскольку, согласно частям 1 и 8 статьи 25.2 Закона о банках отношения синдицированного кредита могут быть оформлены как договором синдицированного кредита, так и совокупностью отдельных договоров, нуждаются в доработке иные положения указанной статьи. Так, в части 31 следует говорить об обязательствах перед лицами, участвующими не только в договоре синдицированного кредита, но и в договорах, составляющих отношения синдицированного кредита. В части 32 следует указать, что прекращение какого-либо из перечисленных договоров не влечет прекращения иных обязательств не только по договору синдицированного кредита, но и по иным договорам, составляющим отношения синдицированного кредита.
В новой статье 103.5.2, которой дополняются Основы законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года N 4462-I не отражена ситуация, при которой отношения синдицированного кредита оформлены не одним договором синдицированного кредита, а совокупностью договоров. Аналогичное замечание относится к иным статьям законопроекта (ст.ст. 5-8).
Обращаем внимание, что законопроектом статья 53 Федерального закона от 13 июля 2016 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" дополняется частью 4.1, однако такая часть содержится в действующей редакции данной статьи.
Кроме этого полагаем, что наименование законопроекта не в полной мере отражает его содержание, поскольку ряд положений законопроекта (например, содержащаяся в пункте 2 статьи 2 законопроекта новая статья 103.5.1 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, а также статьи 3, 4 законопроекта и др.), регулируют вопросы управления залогом в целом, а не только вопросы управления залогом по договору синдицированного кредита.
Поскольку законопроект касается выполнения Банком России своих функций, он должен быть направлен на заключение в Банк России согласно статье 7 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)".
Замечания юридико-технического характера переданы в Комитет Государственной Думы по финансовому рынку в рабочем порядке.
Начальник управления |
М.В. Деменков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.