Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 21 июля 2017 г. N 5.1-01/1795
на проект федерального закона N 198338-7 "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об особенностях правового регулирования деятельности предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта от 18 октября 1996 года", принятому Государственной Думой 20 июля 2017 года
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона внесён в Государственную Думу Правительством Российской Федерации 14 июня 2017 года (N 198338-7).
Названным в Федеральном законе Протоколом, подписанным от имени правительств России и Казахстана в городе Астане 4 октября 2016 года, вносится ряд изменений в указанное в нём Соглашение, которым регулируются вопросы экстерриториального функционирования отдельных участков железных дорог России и Казахстана, входящих в состав железной дороги государства одной Стороны и расположенных на территории государства другой Стороны. Соглашение содержит положения, касающиеся определения применимого законодательства государств Сторон в отношении: налогообложения; железнодорожных тарифов при перевозках пассажиров и грузов; осуществления трудовой деятельности на организациях железнодорожного транспорта; применения сотрудниками правоохранительных органов и военнослужащими, сопровождающими пассажиров и грузы, табельного оружия.
Протокол разработан в соответствии со статьёй 11 Соглашения, которой предусмотрено, что оно может быть изменено по взаимному согласию Сторон.
Протоколом (статья 1) предусматривается исключение из Соглашения указания на таможенное оформление и таможенный контроль на российско-казахстанской государственной границе, в частности, вносятся изменения в статью 9-1, в соответствии с которыми слова "Таможенное оформление, таможенный и пограничный контроль" в абзаце первом заменяются словами "Пограничный контроль". Данное изменение обусловлено отменой таможенного контроля в отношениях между государствами-членами ЕАЭС.
Согласно статье 1 Протокола Соглашение также дополняется новыми статьями 9-3, 9-4 и 9-5.
Статьёй 9-3 устанавливается, что открытие и закрытие станций, а также примыкание железнодорожных путей необщего пользования к инфраструктуре железнодорожного транспорта, расположенных на участках, входящих в состав Российских железных дорог и расположенных на территории Казахстана, регулируется российским законодательством, а те же действия в отношении участков, входящих в состав Казахстанских железных дорог и расположенных на территории России - законодательством Республики Казахстан.
В соответствии со статьёй 9-4 отменяется пограничный контроль транзитных пассажирских и грузовых поездов, следующих без остановки с территории России через территорию Казахстана назначением в Россию, и таких же поездов, следующих без остановки с территории Казахстана через территорию России назначением в Казахстан. В случае остановки поезда пограничный контроль и иные виды контроля осуществляются только в отношении входящих и выходящих лиц.
Статьёй 9-5 предусматривается, что приграничные субъекты государств Сторон разрабатывают и утверждают правила проведения конкурса по определению перевозчиков, расходы которых подлежат субсидированию за счёт бюджетов этих субъектов, а также правила и методику определения объёмов субсидирования таких расходов. Указанное положение действует в отношении перевозчиков, осуществляющих перевозки пассажиров по участкам железных дорог Российской Федерации, расположенным на территории Республики Казахстан, и наоборот.
Согласно статье 2 Протокола он подлежит ратификации и вступает в силу с даты обмена ратификационными грамотами.
По Федеральному закону отмечаем, что в его наименовании и тексте используется формат даты "18 октября 1996 года", который не согласуется с используемым форматом этой даты в наименовании заверенной копии официального текста Протокола - "18 октября 1996 г.".
По Протоколу отмечаем грамматические ошибки, допущенные в его тексте: в абзаце первом статьи 1 в словах "Внести в Соглашения между" (должно быть - "Внести в Соглашение между"); в последнем предложении статьи 9-4 в словах "и иные вида контроля" (должно быть "и иные виды контроля"). Указанные технические нарушения могут быть устранены в порядке, предусмотренном статьёй 79 Венской конвенции о праве международных договоров 1969 года ("Исправление ошибок в текстах или заверенных копиях договоров").
Протокол и Федеральный закон соответствуют Конституции Российской Федерации. Протокол согласуется с международными обязательствами Российской Федерации.
Протокол подлежит ратификации на основании подпункта "а" пункта 1 и пункта 2 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации", поскольку в части отмены пограничного контроля в отношении транзитных поездов, следующих с территории государства одной Стороны через территорию государства другой Стороны, содержит иные правила, чем предусмотренные Законом Российской Федерации "О Государственной границе Российской Федерации" и Федеральным законом "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", а также поскольку Стороны условились о его последующей ратификации (статья 2 Протокола).
По Федеральному закону проведена антикоррупционная экспертиза в соответствии с методикой, утверждённой постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
В соответствии с законодательством Федеральный закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Федеральный закон согласно пункту "г" (ратификация международных договоров Российской Федерации) статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, которое должно быть начато не позднее 3 августа 2017 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителям Председателя Совета Федерации И.М.-С. Умаханову и Е.В. Бушмину, председателю Комитета Совета Федерации по международным делам К.И. Косачеву, председателю Комитета Совета Федерации по экономической политике Ю.В. Неёлову, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.