Заключение Правового управления Аппарата Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 20 июля 2017 г. N 5.1-01/1763
на проект федерального закона N 204637-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части использования нефтегазовых доходов федерального бюджета", принятому Государственной Думой 19 июля 2017 года
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 204637-7 "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части использования нефтегазовых доходов федерального бюджета и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации" внесен в Государственную Думу 20 июня 2017 года Правительством Российской Федерации. При принятии законопроекта Государственной Думой во втором чтении было изменено его наименование и внесен ряд поправок, устанавливающих новое правовое регулирование.
Федеральным законом вносятся в Бюджетный кодекс Российской Федерации (далее - Бюджетный кодекс) изменения, предусматривающие введение нового механизма использования нефтегазовых доходов федерального бюджета.
Так, Федеральным законом (пункт 9 статьи 1) устанавливается, что общий объем расходов федерального бюджета в очередном финансовом году и плановом периоде не может превышать сумму нефтегазовых доходов, рассчитанных исходя из базовой цены на нефть, базовой экспортной цены на газ природный и прогнозируемого обменного курса доллара США к рублю, прогнозируемого объема расходов на обслуживание государственного долга и прогнозируемого объема ненефтегазовых доходов. Соответствующее правило предлагается применять при составлении и исполнении федерального бюджета, начиная с федерального бюджета на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов.
Федеральным законом (абзац двенадцатый пункта 2 статьи 1) закрепляется новый Порядок определения базовой цены на нефть, из которого следует, что под базовой ценой на нефть понимается среднегодовая цена на нефть - 40 долларов США за один баррель в ценах 2017 года, подлежащая ежегодной индексации на 2 процента, начиная с 2018 года.
Федеральным законом изменяется правовой режим средств суверенных фондов. В частности, признаются утратившими силу положения Бюджетного кодекса о Резервном фонде. Одновременно с этим устанавливается, что средства указанного Фонда в полном объеме зачисляются в Фонд национального благосостояния не позднее 1 февраля 2018 года (часть 5 статьи 3 Федерального закона).
Согласно Федеральному закону (пункт 4 статьи 1) Фонд национального благосостояния формируется за счет дополнительных нефтегазовых доходов в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации. При этом средства Фонда, начиная с федерального бюджета на 2018 год, могут быть использованы не только на покрытие дефицита бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, но также и обеспечение сбалансированности федерального бюджета.
Федеральным законом (статья 3) устанавливается переходный период, в соответствии с которым общий объем расходов федерального бюджета в 2018 году не может превышать суммы доходов федерального бюджета за вычетом нефтегазовых доходов, рассчитанных исходя из прогнозируемых значений цены на нефть, экспортной цены на газ природный и прогнозируемого обменного курса доллара США к рублю, нефтегазовых доходов, рассчитанных исходя из базовой цены на нефть, базовой экспортной цены на газ природный и прогнозируемого обменного курса доллара США к рублю, прогнозируемого объема расходов на обслуживание государственного долга, увеличенного на 1 процент от ВВП, прогнозируемого на 2018 год согласно прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации.
Положения Федерального закона соответствуют Конституции Российской Федерации и согласуются с системой федерального законодательства.
При этом обращаем внимание, что в подпункте "д" пункта 5 статьи 1 Федерального закона допущен пересчет абзацев пункта 4 статьи 96.11 Бюджетного кодекса, что является нарушением правил юридической техники.
Согласно статье 5 Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Реализация Федерального закона потребует принятия нормативного правового акта Правительства Российской Федерации, регулирующего новый Порядок формирования Фонда национального благосостояния за счет дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы в Федеральном законе не выявлены.
Федеральный закон регулирует отношения, которые согласно пунктам "ж" (финансовое регулирование), "з" (федеральный бюджет) статьи 71 Конституции Российской Федерации находятся в ведении Российской Федерации.
Федеральный закон в соответствии с пунктами "а", "в" статьи 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, так как касается вопросов федерального бюджета, финансового регулирования.
Рассмотрение Федерального закона Советом Федерации должно быть начато не позднее 3 августа 2017 года.
Настоящее заключение направляется Председателю Совета Федерации В.И. Матвиенко, заместителю Председателя Совета Федерации Е.В. Бушмину, председателю Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам С.Н. Рябухину, полномочному представителю Президента Российской Федерации в Совете Федерации А.А. Муравьёву, полномочному представителю Правительства Российской Федерации в Совете Федерации А.В. Яцкину.
Заместитель Руководителя |
Е.Ю. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.